Костанайцы любят и умеют блеснуть интеллектом

Выпуск - №42(690)   :   13.11.2025
745

Whats-App-Image-2025-10-27-at-23-18-02-1

Последние несколько лет в нашем городе активно развивается такая индустрия досугов, как квизы. Сотни людей разных возрастов вечерами собираются в барах не просто повеселиться, а для интеллектуальных игр. Это движение в мире началось ещё в «нулевые» годы, когда случилось перформатирование квиза из телевизионного шоу в массовое развлечение «живого» формата. Развитие квизов – яркий пример того, как классическая идея, усиленная социальной потребностью, технологиями и грамотной коммерциализацией, превращается в мощную индустрию досуга. Из формата для «умников и зануд» квиз превратился в модное, доступное и невероятно разнообразное развлечение. Костанай активно подхватил этот тренд. И сегодня наш собеседник – Иван Дворников, сооснователь игры NewTown, ведущий франшизы WowQuiz.


- Как к вам пришла идея организовать квиз? Почему выбор пал именно на этот вид досуга?

- Если восстановить хронологию, то дело было так. В школе, в университете мы с моим другом и одноклассником Алмасом Касымжановым занимались интеллектуальными играми подобными «Что? Где? Когда?». Потом увидели, что в городе появился квиз Brainboy, и поняли, что это интересная история, можно сделать какой-то свой аналог. Стоял вопрос – делать свою игру или франшизу, на франшизу денег не хватало, поэтому стали думать про своё. Нужно было набрать команду, которая каждую неделю будет готовить вопросы для игры. А я на тот момент только окончил костанайский филиал ЧелГУ, и у нас была команда по интеллектуальным играм. Вот она и стала основой для формирования квиза NewTown, который мы придумали в 2018 году. Это абсолютно наш продукт от названия, дизайна до формирования вопросов. С нами стали работать библиотекарь ЧелГУ Олеся Бабюк, Кристина Мозговая. Нам посчастливилось, что Тамара Ивановна Давиденко, которая долго работала в библиотеке КГПИ и была, можно сказать, мэтром интеллектуальных игр, помогла с технологией создания вопросов. Первые полгода мы проводили эту игру как свой досуг, отрабатывая методику, стараясь придумать что-то новое, чтобы не было похоже на уже действующие квизы. Ну а потом вышли в свет, и вот уже семь лет идёт наша игра. Но в процессе развития, чтобы добавить новых взглядов, новых способов игры решили взять ещё и франшизу, так появился WowQuiz. Сейчас наша команда – это я, Олеся Бабюк, Кристина Мозговая и фотограф Владислав Высоцкий, который не только делает отличную съёмку, но и много помогает с организацией игр.

О том, чтобы зарабатывать на проведении интеллектуальных игр, мы сначала и не думали. Я работал в фонде «Даму» и, кстати, именно с коллегами собрали команду по квизу на первые игры Brainboy, да и потом они поддерживали уже наш NewTown. По прошествии нескольких лет уже получилось поставить на коммерческую основу, и сейчас это моё основное дело. Я до сих пор не понимаю, как получилось набрать игроков. В тот момент квизы ещё не были столь популярны, немногие понимали, что это такое и зачем. Но в мае 2018 года мы запустились, а летом у нас уже был солд-аут. Тогда и сложился костяк команд, которые до сих пор постоянно ходят на игры NewTown.


- Почему людям так захотелось участвовать в интеллектуальных играх? Накопился багаж невостребованной информации? Надоело сидеть дома с телефоном в руках или смотреть сериалы? Лет сорок назад были популярны викторины, которые проводили и в школьной, и в студенческой среде, и в рабочих коллективах. Вот сейчас с квизами такая же волна популярности.

- Если честно, не задумывался об этом феномене. Но если покопаться, то можно оттолкнуться от игры «Что? Где? Когда?», которая, по сути, стала народной. Огромное количество людей её смотрят чуть ли не с детства, и понятно, что каждый хотел бы попробовать себя на месте знатоков. А в квизах технология почти такая же: тут и поиск верного ответа, и азарт игры, и момент озарения. Только у нас относительно лайтовый вариант. И поэтому участие в квизах доступно любому человеку, нет того момента элитарности, который присутствует в «ЧГК», всё более демократично. Плюс можно интересно провести время в компании друзей. Плюс момент самоутверждения: люди хотят побеждать, хотят достижений хотя бы в формате игры. Например, в Кокшетау у нас действует система чемпионатов, и люди борются буквально за каждый балл. Очень серьёзный соревновательный момент. Когда мы запускались, в городе был только Brainboy, и я думал, что два квиза – это максимум, что может выдержать Костанай. Как же я ошибался! Сейчас их около десяти, это почти как в Астане, и везде много участников.


- В Костанае особенно интеллектуальный народ подобрался? Откуда такая активность?

- Мне костанайская публика очень нравится. Мы проводим игры в разных городах, и в Костанае самая серьёзная аудитория в плане успешных ответов на вопросы. Даже в сравнении результатов игр WowQuiz (эта франшиза действует в сотнях городов), которые мы периодически анализируем, видно, что костанайцы играют очень хорошо, на уровне, скажем, московских команд. Когда мы в 2018 году начинали, я думал, эта история продлится года два. Но вот уже восьмой год, а интерес не ослабевает, несмотря на большое количество конкурентов. Отчего так – сложно сказать, это надо прямо серьёзный анализ провести. Но факт остаётся фактом – костанайцы любят и умеют блеснуть интеллектом.


- Как строится подготовка игры? Как выбираются темы, формируются вопросы? Есть какое-то голосование в команде организаторов?

- У нас Олеся и Кристина по большей части занимаются формированием вопросов, на мне редакторская работа, отбор вопросов и организационные моменты. Темы выбираются так, чтобы было разнообразие, чтобы классические игры чередовались с тематическими, стараемся, чтобы в каждой игре было что-то новое. Какой-то «методички» для организаторов квизов нет, поэтому у всех своё видение и свой подход. Мы выработали свою схему, например в классике должно быть максимум пять текстовых вопросов, несколько вопросов с картинками, несколько про кино и музыку, чтобы не было однообразия. Часть вопросов обязательно будут на логическое мышление, то есть не знать, а догадаться, часть – на владение информацией, узнавание. Периодически мы делаем тематические игры, потому что есть люди, которые не хотят головоломок, но увлекаются кино, музыкой или спортом, и им интересно эти знания проявить.


- Каков процент вашего личного вкуса в подборе вопросов или вы стараетесь учитывать все возможные интересы аудитории?

- Стараемся, конечно. Но получается ли это... Личный вкус так или иначе влияет на стилистику вопросов, на подход к их формулировке. Но мы учитываем и возрастную разницу игроков, и их различия в кругозоре. Например, в кино или музыке стараемся брать часть вопросов из советского периода, часть из современного, чтобы не было такого, что команда совсем не смогла ответить. Сложно, конечно, подобрать вопросы на классику из разных областей знаний, поскольку нужно примерно представлять, какие задания командам окажутся по зубам, а какие вообще неподъёмные. Ориентируемся на свои возможности: делаем прогон, и если все из нас дают ответ, то, значит, у участников тоже есть шанс ответить правильно. Иногда бывает так, что задание кажется простым, но ответ вообще никто не даёт. И, кстати, поэтому я веду игры сам, потому что понимаю структуру вопроса, вижу реакцию зала, могу сделать какие-то акценты голосом, выделить какие-то опорные слова, давая тем самым подсказку, если явно заметно недоумение в глазах игроков.  Но предвзятого отношения к командам нет, даже к тем, кто давно ходит на наши игры, кого я знаю лично. Наоборот, к ним может быть больше строгости.

Whats-App-Image-2025-10-27-at-23-17-57-1


- Вам самому хочется оказаться в зале как игроку?

- Очень хочется играть, особенно попробовать свой же квиз. Но понятно, что это невозможно. Но даже в другой квиз поиграть сложно в силу загруженности: каждую неделю мы готовим игру, проводим в Костанае, Рудном и Кокшетау, также работаем по заказам с выездами в другие города на разовые игры в качестве тимбилдинга, например. То есть, времени на то, чтобы просто поиграть самому практически не остаётся. Но, конечно мне это было бы очень интересно, да и полезно с точки зрения работы над проектом.


- Есть ли планы поработать со школьниками, чтобы дети тоже втягивались в интеллектуальные игры, тем самым мотивировать их на получение новых знаний?

- Вообще у нас куча вариантов для детей, буквально недавно провели игры в Рудном для учеников четвёртых и одиннадцатых классов. Но это было по заказу их родителей. А сделать постоянную игру для школьников не получается, нет отклика руководства сферы образования, от которого зависят организационные моменты. С моей стороны предложения были, причём абсолютно бесплатно. Однако почему-то интереса это не вызвало. Как и проект телеигры тоже не поддержали на телеканале. А жаль. Очень хочется работать с детьми, я вижу, как им нравится, как они загораются. Мы могли бы разработать множество детских квизов. Но пока они проходят только разово.


- Какие люди чаще всего приходят на квизы? Есть ли заметные тенденции по социальным группам, по профессиям, возрастам?

- Вообще нет. Я пытался проанализировать, и заметил, что люди ходят самые разные. В одной команде могут играть и люди пенсионного возраста, и средних лет, и их дети. Или наоборот – дети играют в одной команде, их родители в другой. По профессиям тоже большой разброс. Конечно, много команд из «белых воротничков» – служащие, управленцы, банковские работники. Много педагогов. Но также играют предприниматели, сотрудники ТЭЦ, инженеры, журналисты. Есть команда из вахтовиков, которые периодически уезжают работать на север, а когда приезжают – приходят на квиз. Мы стараемся строить игры так, чтобы участникам не требовалось каких-то фундаментальных знаний для поиска ответов. Но, конечно, определённая база нужна, начитанность, насмотренность имеют значение.


- Как вы думаете, квизы – это больше развлечение или развитие интеллекта?

- Развитие интеллекта через развлечение. Не буду говорить высоких слов о том, что мы существуем для того, чтобы люди больше узнавали, но это в любом случае имеет место. Как ведущему мне приятно видеть воодушевление игроков, когда они логически доходят до верного ответа. Или когда озвучиваешь правильный ответ, в зале сначала молчание, а потом, когда объясняешь логический ход, дружное: «Ааа! Вот оказывается как!» Тут и общение с близкими по духу людьми, и работа мысли, которая, между прочим, тоже удовольствие, и радость победы. Причём, есть команды, которые ходят не ради того чтобы выиграть, им нравится сам процесс. А есть те, кто настроен побеждать, и они серьёзно готовятся, бьются за каждый балл. Поэтому подход и цели у каждого свои. У нас же цель – делать интересные, разнообразные, увлекательные игры, которые стали хорошей альтернативой всем привычным видам досуга. Я не знаю, как долго ещё мы будем работать в этом направлении, возможно, через время надо будет искать что-то новое, переходить в другой формат. Но сейчас – это то дело, которым всерьёз увлечена наша команда, и радует, что костанайцам оно пришлось по душе.

Светлана ОФИЦЕРОВА


 

Библиотека – это то, что я люблю, во что свято верю
Надежда ТЕПЛЯКОВА: «Мы получаем кайф от чтения, потому что себя узнаём, свои мысли и чувства»
«Золотой час» пресс-секретаря
Анна ЛАЗАРЕВА: «Люблю вычёркивать уже выполненные пункты»
Профессия учителя должна быть в сердце
Жомарт КУСАЙЫН: В приоритете для меня – исполнительская дисциплина, поскольку в центре нашей деятельности находится качественная подготовка специалистов.
Я б в рабочие пошёл…
Римма БЕКТУРГАНОВА: «Нужно сделать большие инвестиции на республиканском уровне, чтобы проект «Рабочие профессии» дал результат»

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».