Мы должны услышать друг друга

Выпуск - №3(500)   :   20.01.2022
5031

Недавние события, всколыхнувшие Казахстан, у каждого из нас вызывают желание разобраться, понять, что произошло и как изменится наша жизнь. Педагогическая общественность, конечно, тоже пытается отозваться на произошедшее. Не обладая достоверными сведениями и полномочиями, мы не можем давать политическую оценку сложившейся ситуации. Но мы можем проанализировать ту сферу деятельности, в которой компетентны, и сделать соответствующие выводы. Этому посвящена беседа с  советником ректора КРУ им. А.Байтурсынова, председателем Альянса женских сил, доктором педагогических наук Риммой БЕКТУРГАНОВОЙ. 

Қалың елім, қазағым, қайран жұртым,
Ұстарасыз аузыңа түсті мұртың.
Жақсы менен жаманды айырмадың,
Бірі қан, бірі май боп енді екі ұртың.

Абай Құнанбайұлы

- Насколько велико значение образования и его доступности для формирования общественного сознания, гражданственной позиции и мыслящего поколения? Могли ли упущения в образовательной и социальной сфере, допущенные в предыдущие десятилетия, стать причиной появления значительного количества людей, зависимых от информационных вбросов, деструктивных течений, податливых на негативные внушения, не готовых к личной ответственности?


- Во все времена образование имело огромное значение. То, что общественное сознание формирует уровень образованности граждан в стране, – это аксиома. От этого зависит и гражданская позиция жителей любой страны. Мы помним из истории, что именно образование способствовало появлению великих цивилизаций. И сегодня есть немало тому подтверждений: Сингапур, Южная Корея, Япония, Финляндия… Во всех этих странах ускоренное развитие экономической и социальной сфер, обретение стабильности в общественно-политической жизни и благосостояния произошло вследствие повышения уровня образованности населения. Потому что в результате правильно выстроенного, качественного образования формируются общественные ценности, прогрессивная мотивация граждан. И напротив, если уровень образования падает, то при наличии современных рисков и доступности любой информации инициативу перехватывают разрушительные течения. И получается так, что мотивы и потребности у людей создают различного рода деструктивные силы, заинтересованные в манипуляции населением. 

Именно поэтому для нас очень важно сейчас проанализировать взаимосвязь образования с теми событиями, что произошли в стране, понять, что мы упустили, что сделали не так. Из новостных сюжетов, видеороликов мы видели, что на улицы выходило много молодёжи. К сожалению, точных данных пока нет, чтобы понять возраст, социальные группы участников протестных акций. Но по тем наблюдениям, что мне удалось сделать, была заметна активность молодых людей 21-25 лет. И сразу возникает вопрос: почему и как оказалось так, что они стали участниками протестного движения? Ответ, казалось бы, очевиден: да, упущение школы, семьи. Но так однозначно я бы не стала говорить. Это уже традиционный ответ на любую проблему: виновата школа и семья. 

Я хочу сказать, что в нынешних условиях школе выполнять все требования, которые мы к ней предъявляем, очень сложно, порой просто невозможно. То же касается и семей: все мы видим, что родителям всё сложнее уделять внимание детям, организовывать их досуг, развитие. В основном семьи заняты выживанием, особенно если в семье только один родитель, которому нужно трудиться с утра до позднего вечера. Бывая в школах, мы видим много необеспеченных семей, тех, которые находятся на грани выживания, отсюда и неблагополучие детей. 

Неблагополучно и со школой: задачи с каждым годом усложняются, реформирование, которое идёт, предъявляет особые требования. Технологически сейчас школа работает в таких условиях, что у учителя просто не остаётся времени, чтобы наблюдать за ребёнком, беседовать с ним, уделить внимание. Очень много у педагогов ненужной, не входящей в функциональные обязанности работы. Особенно бесконечные бумаги и отчёты. Несмотря на все попытки остановить этот вал, он всё равно продолжается. Это просто какой-то снежный ком документов, которым обрастает учитель. И за всеми этими отчётами очень трудно увидеть ученика. Технологические требования тоже очень отвлекают учителя. Вот представьте: в условиях дистанционного обучения автором каждого урока становится учитель, тогда как он должен получить программное обеспечение и транслировать его с учётом индивидуальных особенностей учеников. Учителя находятся в очень сложных условиях, и по большому счёту с них и спрашивать что-то трудно. 

У семьи нет времени разговаривать с детьми, у школы нет времени… И я вижу отсюда печальный результат: дети, предоставленные сами себе, попадают под чужое влияние. Влияние интернета, влияние негативной информации, влияние опасных людей… 

- Что нужно делать, чтобы у родителей и педагогов было больше времени и возможностей для личного общения с детьми, для индивидуальной работы, близких, доверительных контактов?


- Если мы хотим что-то начать менять, то я считаю (эта идея у меня давно зреет), работа классного руководителя в школе, куратора в колледже должна быть отдельной должностью, а не дополнительной нагрузкой предметника. Такая практика уже была, и её имеет смысл возродить. Классный руководитель, куратор – это специалист, задача которого только разговаривать с детьми, наблюдать за ними, взаимодействовать с ними. Конечно, оппоненты могу возразить, что есть психологи. Но с той зарплатой, которую школы могут предложить психологам, хороших специалистов мы не удержим. И сейчас очень большая текучка психологов в школах. К тому же специфика их работы иная. А классный руководитель, куратор – это, прежде всего, воспитатель и взрослый друг, с которым, как говорится, и в беде, и в радости, и в школе, и после школы дети могут быть близки, откровенны, раскрепощены. Таких людей надо готовить.   

Произошедшие события показывают, что у наших школьников, молодёжи много свободного времени, которое используется впустую. Спортивные школы, школы искусств, дома творчества не решают проблемы, их не достаточно. Сейчас услуги дополнительного образования передаются в аутсорсинг, но пока эта система наберёт обороты, дети и подростки будут предоставлены сами себе. И в это же время мы видим, что большая часть молодёжи плохо подготовлена к жизненным реалиям (об этом говорят и результаты анкетирования, и международные тесты на определение уровня компетенций), значит, этот пробел нужно восполнять. И здесь есть необходимость активно привлекать дополнительное образование.

Среди претензий, обращённых в эти дни к руководству страны, особенно чётко был слышен голос матерей-одиночек, у которых, действительно, накопилось очень много проблем. Они, безусловно, имеют право на своё мнение, но, к сожалению, не часто оно бывает конструктивным. Это даёт повод говорить о том, что мы мало работаем с одинокими матерями и их детьми. В «Альянс женских сил по Костанайской области», который я возглавляю, часто обращаются такие женщины. И благодаря этому мы увидели, что у нас совсем нет статей законов, которые были бы обращены к одиноким матерям, защищали бы их права. Самая главная сложность – это жильё. Очереди для одиноких матерей нет. Как правило, этим женщинам очень трудно содержать детей, воспитывать их, учить, и никаких льгот для них нет тоже. Поэтому мы сейчас ведём работу, чтобы в законодательные акты были внесены поправки, направленные на защиту и поддержку именно этой категории женщин. Важно услышать мнение каждой одинокой матери и постараться его учесть. 

- Массовые мероприятия, громкие лозунги и призывы – это явно недостаточные действия для воспитания сознательного, думающего поколения. Какие выводы могут сделать педагогическое сообщество, неправительственные организации, вообще неравнодушные люди, заботящиеся о воспитании нового поколения? Понятно, что нужно искать и применять эффективные, неформальные, действенные способы взаимодействия с детьми, подростками, молодёжью. В каком направлении следует вести эти поиски?


- В настоящее время основную функцию стабилизации общества должно взять на себя государство. У государства есть ресурсы – финансовые, технические, людские. И, как говорил, выступая в Мажилисе Парламента Президент страны Касым-Жомарт Токаев, необходимо начать работу по восстановлению социальной справедливости. Необходимо вывести людей из состояния нищеты и неблагополучия. Вот это самое основное, это фундамент. И вместе с этим всё общество – НПО, государственные институты, волонтёры, просто активные граждане должны помочь строить диалог с протестным населением. Не только власти, но и любая общественная структура должна стать площадкой для диалога. Я в этом вижу главный механизм недопущения новых протестов. Чем больше у нас будет диалоговых площадок, чем больше люди будут приходить и высказывать свои пожелания, проблемы, чем откровеннее и честнее будет разговор, тем лучше для всех нас. На площадь выходят люди тогда, когда им негде и некому сказать о своих проблемах. А если мы используем все ресурсы государственных и общественных организаций, чтобы выслушать людей и дать конкретный ответ, им не нужно будет прибегать к митингам и демонстрациям. Я не думаю, что люди стремятся выходить на улицы и участвовать в беспорядках. Они хотят знать, что их могут выслушать, могут помочь. Нужно использовать цивилизованные формы решения проблем. Мы тратим большие деньги на какие-то массовые мероприятия, а отдача слишком мала. Думаете, чем больше мы проведём агитационных, имиджевых мероприятий, тем лучше будет общественное сознание? Нет. Надо уходить от этих затратных действий. К примеру, был Год молодёжи. Проводились различные форумы, флешмобы, ещё что-то подобное с участием тысяч человек. А что получил конкретный молодой человек? Кто узнал, как он живёт, какие у него проблемы? Поэтому только точечная, адресная работа с каждым, диалог с населением – это то, что будет называться «слышащее государство».      

Светлана ОФИЦЕРОВА

Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.