Накануне Дня республики государственный советник РК Ерлан Карин вручил орден ««Құрмет» директору Костанайского колледжа автомобильного транспорта Дмитрию Павленко. Орден «Құрмет» – это высокая государственная награда, присуждаемая за выдающиеся заслуги в развитии образования, социальной сферы, науки и экономики, а также за образцовое исполнение обязанностей и активное участие в общественной жизни.
Из ныне действующих директоров колледжей области Дмитрий Павленко единственный, кто удостоился этой награды. До него орден «Құрмет» вручался только Виктору Колпакову в бытность его директором Костанайского индустриально-педагогического колледжа. Бесспорно, такая оценка труда руководителя организации ТиПО – это событие для всего профтехобразования области. И мы беседуем с Дмитрием Ивановичем о его деятельности, заслужившей высокую оценку, о достижениях и новых целях колледжа, о проблемах, которые предстоит решить.
- Этот год оказался богатым на события. Начнём с того, что Костанайскому колледжу автомобильного транспорта исполнилось 65 лет. С какими показателями вы встретили юбилей?
- Показатели хорошие. Впервые в этом году мы набрали 500 студентов – это второе место из колледжей области, больше только в медицинском. Теперь у нас учатся почти 1500 студентов.
В этом году был довольно большой госзаказ, и некоторые колледжи просто не смогли его выполнить. Мы справились. На электриков, например, конкурс был трое абитуриентов на одно место, на техников-механиков – двое на место. Набрали две группы сварщиков, чего никогда не было. Сварка – это же основа в нашем деле, у нас всё связано с металлом. Практически все парни, да и девушки, даже логисты, на втором курсе проходят слесарную практику, токарную, чтобы понимали, что такое железо, как его обрабатывать, как из него что-то изготовить. Техники-механики обязательно проходят сварочную практику, чтобы они понимали, как сварка работает, как швы наложить… Я считаю, это нужно всем нашим специалистам.
Два года назад мы получили лицензию на специальность «техник-технолог автомобилестроения». Это впервые в стране из колледжей. Мы готовим тех, кто будет знать все технологические процессы по производству автомобиля и будет в дальнейшем учить рабочих.
В мае открылся новый учебный цех – это совместный проект с автозаводом Allur. Прежде в этом помещении был актовый зал, но он пришёл в аварийное состояние. И мы с директором автозавода Сырымом Семейбаевым решили построить мини-завод: колледж делает ремонт, а предприятие поставляет оборудование. И вот на 100 млн оборудование здесь поставлено. Есть учебный класс, где студенты проходят теорию, и мини-цеха, в точности как на настоящем автозаводе, только в меньшем размере. Есть шиномонтажная. Есть склад, где студенты изучают, как беспрерывно подавать детали на линии конвейера. Есть сварочные клещи, которыми сваривают кузов автомобиля. Есть рихтовочный участок, где ребята учатся шлифовать, выравнивать, вытягивать металл. Есть участок покраски. Конечно, настоящей краской в учебных условиях не поработаешь, в краскопульт заливается специальный водно-меловой раствор, который позволяет наглядно отрабатывать ровное покрытие кузова. Естественно, на всех участках соблюдается техника безопасности, всё делается строго по инструкциям, которые размещены на каждом участке. Есть участки сборки. Например, с завода приехал автомобиль KIA, который ребята собирают и разбирают. Так же они работают по сборке двигателя: крутят, вертят, снимают, ставят каждую детальку. А в конце, как и положено, контролёр проверяет автомобиль, проверяет руками каждый шов, каждую часть и ставит печать, что автомобиль готов к выпуску. Словом, у нас получился полноценный автомобильный завод со всеми цехами. Наши ребята теперь учатся на этом оборудовании, плюс с завода приходят люди, которые только что приняты на работу, и они здесь стажируются, плюс из университетов приезжают студенты, обучающиеся родственным специальностям, и здесь изучают дополнительные компетенции под руководством наших преподавателей и специалистов «Аллюра». За этот цех отвечает специалист корпоративного университета завода, и он же ведёт у нас часы. Если мне, например, понадобится привлечь мастера по покраске, я точно так же даю часы. Allur – это наш официальный шеф, и каждый год вкладывается в наш колледж.
Читальный зал, спортивная площадка – тоже подарок от «Аллюра». Второй год в области идёт акция «Читающий колледж». А с «Аллюром» уже четыре года у нас работает такой проект. Приезжал Андрей Лаврентьев – председатель совета директоров АО «Группа компаний «Аллюр», который периодически посещает наш колледж. Было 30 лет независимости РК, и он привёз 30 книг. Я ему как-то сказал, что учебники мы покупаем, а вот с художественной литературой, познавательной, нон-фикшн – проблематично. И вот он привёз книги, собрал ребят, два часа они с ним общались. А потом Андрей Сергеевич объявил конкурс: кто прочтёт книгу, из тех, которые привёз, и напишет о ней лучшее эссе, тот получит подарок. Студенты тут же начали читать. Первым получил награду (ноутбук) Данияр Абикенов – тот самый, которого мы недавно чествовали за успехи на международном чемпионате WorldSkills во Франции. Этот конкурс теперь проходит каждый год, но по уже определённой тематике. И студенты читают. А каждый крупный менеджер из числа наших партнёров, посещая колледж, привозит книги.
К 65-летию колледжа мы сделали праздник для коллектива. 65 человек получили премии, грамоты акима, управления образования. Хотелось, чтобы все, кто работает в колледже и с колледжем почувствовали, что это их год, и порадовались нашим общим успехам.
- Костанайский колледж автомобильного транспорта в числе лидеров не только на уровне области, но и страны. Как это получается?
- Мы стараемся изучить как можно больше опыта, внедрить как можно больше новаций. Я с нашими преподавателями побывал в Финляндии, где мы изучали опыт профессионального образования. По дуальному обучению нам часто ставят в пример Германию. Но я считаю, что их опыт нам не подходит, у нас очень разные условия. В Германии колледж даёт только теорию, а практическую часть учащиеся осваивают в учебных центрах при отраслевых союзах. А Финляндия с начала 90-х годов взяла образовательный опыт Советского Союза, у нас похожи принципы обучения. Но их модульная система работает так: один блок – одна компетенция, отучился, сдал демо-экзамен, следующий блок… Здесь и теория, и практика, и очень сильная связь с работодателем, и преподаватель колледжа корректирует прохождение практики на предприятии, взаимодействуя с наставником из производства. Вот их опыт надо брать, тем более что именно скандинавские страны сейчас считаются лидерами в профессионально-техническом образовании.
Из поездки в Финляндию я многое применил у себя. Также мы побывали на заводе «Шевроле» в Узбекистане, изучали, как они работают с колледжем. На их заводе локализация автомобилей 90%. То есть заходит железо, а выходит готовый автомобиль. Поэтому было очень интересно увидеть изнутри, как они работают. А две недели назад я был в Набережных Челнах, где два колледжа уже 50 лет готовят специалистов для КАМАЗа. Их опыт тоже нам очень полезен. Кстати, Набережные Челны для меня особый город: именно в нём я родился, когда родители приехали туда на молодёжную стройку. Правда, потом меня отправили домой, в Костанай, к бабушке с дедушкой. Так что вырос я уже здесь.
Четыре года назад мы открыли машиностроительное отделение, чтобы были кадры не просто по обслуживанию автомобилей, а по их производству. Чтобы машиностроение, которое у нас сейчас развивается в лице ТОО «KamLit.KZ», получило местных специалистов. Поэтому мы начали сотрудничать с колледжами Набережных Челнов, чтобы изучить подготовку специалистов чёрной металлургии и литейного дела. К тому же в Рудном ССГПО будет строить завод горячего брикетирования железа, и я ещё год назад, узнав об этом, подумал, что нам нужно готовить для них кадры. У нас есть люди, которые этим занимаются, есть лаборатории, которые KamLit подарил.
К слову сказать, академическая самостоятельность колледжей стала большим плюсом для нас. Например, в первый же год работы автозавода Allur мы сделали модуль «контактная сварка», что необходимо на заводе. То есть, мы легко можем учитывать интересы работодателей.
- А к работодателям есть интерес у выпускников ККАТ? Получается обеспечивать потребность в кадрах?
- Может быть, не полностью, но довольно неплохо. Для оценки работы колледжей есть показатель «коэффициент трудоустройства», у нас он 80-82%. Но в отношении коэффициента трудоустройства по специальности уже возникают проблемы. Если 50% есть, то это замечательно. Выпускники колледжей – это же молодые люди 18-19 лет. Кто-то уезжает в деревню, где работает, например, в крестьянском хозяйстве. Он работает по специальности? Вроде бы нет. Но он использует все те навыки, которые получил во время обучения. Или идёт работать на СТО. Не факт, что именно по полученной специальности, но он там делает всё, что умеет. Есть ещё такое понятие, как «отложенное трудоустройство». Парень отслужил в армии, а потом уже пришёл на производство. Или молодой человек не сразу начал работать по специальности, попробовал себя там, сям, на доставке, например, ещё где-то… Но через два-три года он приходит на завод, чтобы применить полученные в колледже знания. Поэтому показатель трудоустройства по специальности не всегда отражает действительность. Я специально считал, сколько наших выпускников в прошлом году устроились на Allur. Сто. Но только двадцать – сразу после окончания колледжа, а восемьдесят – спустя несколько лет.
Сейчас нас ориентируют на сокращение сроков обучения, чтобы быстрее поставлять кадры. Но вряд ли это лучший вариант. На первом курсе студенты проходят только общеобразовательные предметы, на второй год начинаются спецпредметы, учебные практики. И только на третий год, когда им исполняется 18 лет, мы можем отправлять ребят на производственную практику. Именно производственная практика очень важна. Учебная практика, даже в таких хорошо оснащённых лабораториях, как наши, не даёт всего понимания работы на производстве. Только на заводе студенты могут получить понимание культуры труда, взаимоотношений с коллегами, соблюдения дисциплины, охраны труда, понять себя в огромном коллективе. А если мы сократим обучение на год, им будет 17 на момент прохождения производственной практики. Кто их возьмёт? Никто.
С Союзом машиностроителей мы начинаем пилотный проект по дуальному обучению. Вошли в этот проект мы и кокшетауский колледж. Что такое дуальное обучение. Считается, что 40% должно быть теории и 60% на производстве. А как отработать эти 60%, если завод берёт студента с 18 лет, но к этому возрасту он подходит только на третьем курсе во втором семестре? Можно в эти 60% засчитать, конечно, учебные практики, или всё-таки сделать так, чтобы производственная практика начиналась с 16 лет, как это допускает трудовое законодательство. Да, будет сокращённый рабочий день. Да, больше ответственности предприятия. Наставник должен быть у каждого. Но вы должны их брать, если хотите получить сокращённую программу обучения. Сейчас эта дискуссия идёт. Надо, чтобы со стороны предприятий было понимание и шаг навстречу. Возможно, в рамках подушевого финансирования надо включить часть затрат на себя, чтобы оплачивать труд того мастера, у которого студент проходит практику. Только это не должна быть просто работа по одной компетенции, а освоение различных навыков под руководством наставника.
- Вы четвёртый год руководите коллективом ККАТ, и заметно, как вы хорошо знаете каждый нюанс работы колледжа, будто всю жизнь здесь проработали. Но ведь работали вы в очень разных сферах. Как сложился трудовой путь?
- Начну с того, что я всегда был активист, общественник. Учился в четвёртой школе, где все мероприятия были на мне. Поэтому, когда я школу окончил, Серик Чингисович Бектурганов, который тогда возглавлял горком комсомола, вызвал меня и вручил направление на работу старшим пионерским вожатым. Я пошёл с этим направлением в ГорОНО, где Андрей Андреевич Шек назначил меня вожатым в СШ №6. Через два года я поступил на исторический факультет пединститута, после его окончания в 1995 году начал работать в Тепличной школе, потом перешёл в интернат, где работал воспитателем. Я обожал этих детей, сутками пропадал на работе. Старался дать им понятия о жизни, которых они были лишены в казённой обстановке, учил их готовить еду в походах, ловить рыбу, приучал бегать по утрам. Потом вернулся в родную школу учителем. Оттуда перешёл завучем по воспитательной работе в вечернюю школу №2, которая была в колонии. Там я больше двух лет проработал. А в это время открывался департамент внутренней политики, был объявлен конкурс за заместителя. И мне говорили: ты же такой активный, инициативный, давай, попробуй. Я подал заявление, прошёл конкурс и был принят. Через три года я ушёл в только создающуюся НПП «Атамекен», где был заместителем руководителя областного филиала. Именно там я стал близко работать со всеми предприятиями области, изучил их деятельность. Следующей ступенью стал областной филиал партии «Нур Отан», где я был заведующим орготделом. Потом меня пригласили в компанию «Стофарм», где сложилась новая и интересная для меня работа руководителем управления персоналом. Там я изучил особенности кадровой службы и полюбил Трудовой кодекс, который стал для меня одной из самых важных книг. А затем поступило приглашение занять должность директора по организационному развитию «Агромаша» и «СарыаркаАвтопром». Мне очень нравилась эта работа, я всей душой полюбил завод, его атмосферу. Много сотрудничал и с колледжами, с КСТУ, налаживая подготовку кадров. Поэтому когда четыре года назад мне предложили занять пост директора колледжа автомобильного транспорта, я не сильно удивился, хотя и не обрадовался. Мне не очень хотелось уходить с интересной работы, но раз надо – пошёл. Сам удивляюсь, как сдал все тесты, но всё получилось. Видно – судьба. И вот так начал работать. Тут пригодилось всё: и опыт работы с подростками, и кадровый опыт, и работа на автозаводе, и сотрудничество с производителями области, и взаимодействие с колледжами. Мне всё здесь оказалось близко, понятно, интересно.
Иногда мне говорят: «Конечно, тебе хорошо, у тебя «Аллюр», у тебя «Камлит»… Но до того, как я пришёл, этого ведь не было. Сейчас у нашего колледжа в партнёрах автопарки, многие компании по ремонту и обслуживанию автомобилей, организации по строительству дорог… Проще сказать, с кем мы не работаем. Конечно, автодор всегда был на высоте. Но я по-другому вижу его работу, и постарался придать новый импульс. Мне важны взаимоотношения с предприятиями. Студент только на заводе поймёт, что такое большое производство, культура труда, техника безопасности, работа в команде… Он получит огромный опыт. И не только производственный. Мы с партнёрами проводим спортивные соревнования, интеллектуальные игры. А когда выпускник приходит на работу на это предприятие, он уже видит не чужой ему коллектив, а тех, кто учил его азам профессии, с кем он играл в футбол или шахматы.
- Какие основополагающие принципы вы себе определили для успешного руководства коллективом и для достижения целей?
- Не знаю, правильно это или нет… Мне Римма Чингисовна Бектурганова как-то сказала: «Нужно работать с теми людьми, которые тебя окружают». Не начинать увольнять, менять, а находить общий язык с каждым новым коллективом. Этого принципа я везде придерживаюсь. Я работаю с любым человеком, даже если лично мне он не очень нравится, как педагог я стараюсь сделать так, чтобы он понял свою задачу и выполнил её хорошо. Мне многие говорят, что я слишком мягкий. Но я не считаю возможным разбрасываться кадрами, я понимаю, что когда прихожу в новый коллектив, у них уже сложились свои традиции, взаимоотношения. Почему я должен их ломать? Надо постепенно привнести от себя что-то новое, не мешая всему хорошему, что было до меня. Надо показать, что ты пришёл не разрушить, а создать, что ты пришёл сделать лучше. Когда я пришёл в автодор, коллектив был, конечно, напряжён, ждали каких-то резких действий. Но через время все поняли, что наша общая цель – сделать колледж ещё лучше, ещё успешнее. И над этим мы дружно работаем, достигая хороших результатов. Я считаю, мы сложились как команда.
- Надеюсь, в ККАТ вам ещё работать и работать. Поэтому расскажите, пожалуйста, о планах, которые, наверняка, уже сформулированы.
- В ближайших планах – развитие машиностроительного отделения в корпусе на улице Маяковского. Оно должно быть по уровню не хуже, чем наше основное отделение ремонта и технического обслуживания автомобилей. Мне стыдно, что у нас до сих пор есть старые, неотремонтированные аудитории, на которых пока просто не хватило средств. Дети приходят на практику в «Камлит», где всё блестит, и потом не в лучшую сторону сравнивают с условиями в колледже. Хочется, чтобы такой разницы не было. Чтобы они учились в комфортных условиях, позволяющих обрести нужные компетенции. У нас в планах в корпусе на Маяковского сделать учебный цех по металлургии. В этом году мы за лето сделали крышу, приводим в порядок здание, завезли станки, оборудование для лабораторий.
Нужны, конечно, квалифицированные преподаватели, мастера. Мы ведь сейчас пополняем штат за счёт своих же ресурсов, привлекая к работе в колледже лучших выпускников. Процентов 40 коллектива – это наши бывшие студенты. Приглашаем специалистов и с производства (для ведения практики), и из РИИ, например, где есть опыт обучения металлургов. Договорился о двудипломном образовании с Техническим колледжем им. В.Поташова (Набережные Челны, Республика Татарстан, РФ). Я хочу, чтобы наши специалисты смогли у них освоить нужные компетенции, а затем применять их здесь. Также в планах подружиться с колледжем или германским, или корейским, или китайским по машиностроению, чтобы получить у них опыт подготовки специалистов. И ещё одна важная задумка: получить аккредитацию специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобилей», чтобы наши выпускники могли работать в любом дилерском центре автомобильных компаний. Ну и есть желание получить статус высшего колледжа.
- На что вы рассчитываете в предстоящий Год рабочих профессий?
- Мы ждём, что это послужит действительно повышению престижа такого труда. Сейчас по некоторым специальностям идёт недобор, потому что престиж упал. Хотя на рынке труда, например, сантехник очень хорошо оценивается, сварщик очень хорошо оценивается. Но в обществе до сих пор есть какой-то глупый стереотип: как это мой сын пойдёт в сантехники, в рабочие. И не приводят к нам детей, тянут их в высшее образование, даже если диплом потом не пригодится.
Я столкнулся с тем, что мне дома нужно было заменить отопление. Сантехник приехал на «Land Cruiser», хорошо одетый, с помощником. Они за полтора дня всё отлично, аккуратно, чисто сделали, получили хорошие деньги. Вот пример, что человек рабочей специальности, работая на высоком профессиональном уровне, и обеспечивает себя на высоком уровне. У него заказы расписаны на два месяца вперёд.
Сейчас разрабатывается концепция, как повысить престиж рабочих профессий, ручного труда, технического и профессионального образования. Нам уже презентовали, что колледжи будут разделены на лиги по определённым показателям качества работы, соответственно будет распределяться подушевое финансирование, к примеру, в первой лиге – миллион (сейчас чуть более 300 тысяч на студента в год). Это, конечно, хорошо. Предполагаются изменения в профилизации колледжей. Вот здесь есть вопросы. Например, я хочу, чтобы у нас в колледже была специальность «информационные технологии». Тем более что мы всегда были сильны в сетевом и системном администрировании. Недавний успех нашего студента – тому пример. Но нам пока не дают лицензию на IT, говоря, что это не наш профиль. Чемпионы – у нас, а профиль не наш? Где логика? А если учесть, что сейчас на автозаводе, как и в любой крупной промышленной компании, огромная часть работ выполняется станками с ЧПУ, роботами, то понятно, что нам нужны специалисты по IT. Уже сейчас в IT-отделе «Аллюра» процентов 30 – это наши выпускники. Так что профилизация сама по себе – это хорошо, но главное, чтобы она не вредила. Например, в районном колледже, который должен подготовить для сельского хозяйства и механизаторов, и поваров, и бухгалтеров, как определить профилизацию? Ограничить количество специальностей, значит, создать кадровый голод в селе. Надеюсь, что разумный подход возобладает. А разрабатываемая концепция будет не декларативной, а практической и полезной для эффективного развития системы ТиПО.
- Ну и вернёмся к награде. Как вы себя чувствуете, став кавалером ордена?
- Награждение было абсолютно неожиданным, никаких намёков даже не было, поэтому, конечно, сначала приятное удивление, гордость. А потом мысли… Я и так всё время думаю о том, что надо сделать больше, лучше. А этот орден – дополнительное чувство ответственности. Он такой мотиватор! Нужно зажечь людей, убедить, что нам нужно меняться, расти. Он даёт огромное желание работать, и это не громкие слова, а действительно так. Раз государство оценило мою работу, значит, надо сделать ещё больше. Я веду активную общественную деятельность, я депутат городского маслихата. Но, основное, конечно, – колледж. Автодор на виду в стране, он единственный из Костанайской области входит в рейтинг 15 лучших колледжей РК. И этому есть причины: мы постоянные победители национального чемпионата WorldSkills по двум компетенциям. Мы на протяжении многих лет – методический центр 18 колледжей страны по направлению «транспорт». Также мы проводим четвёртый год подряд конкурс профессионального мастерства среди педагогов и мастеров производственного обучения по транспорту. То есть, мы выходим на республиканский уровень и показываем свои возможности. Мы очень тесно работаем с партнёрами и гордимся, когда они говорят, что ребят, только что пришедших к ним на производство из ККАТ, учить не надо, направлять – да, но не учить.
У Костанайского колледжа автомобильного транспорта большая история, прекрасные традиции. И всё, что у нас сегодня получается, – это заслуга сложившегося коллектива. И учебная часть, и бухгалтерия, и педагоги, и наши соцпартнёры – мы все заслужили этот орден.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.