Накануне дня рождения Костанайского высшего педагогического колледжа беседуем с его директором Галиёй УРАЗАМБЕТОВОЙ. Вспоминаем прошлое, анализируем настоящее, заглядываем в будущее.
- 60 лет – это большая дата не только для человека, но и для учебного заведения. Как складывалась траектория развития педколледжа, с чего всё начиналось?
- В Костанае сначала был организован педагогический техникум, потом он переехал в Мендыкару, а затем – в Рудный. Сейчас продолжателем его истории считается Рудненский социально-гуманитарный колледж. А в областном центре готовил учительские кадры Костанайский педагогический институт. Но с развитием региона потребность в педагогах росла, особенно велика была потребность в учителях начальных классов. И в 1963 году в Костанае было открыто педагогическое училище, поначалу ориентированное именно на подготовку кадров для начальной школы. С этой специальности и началась наша история. Затем добавилось дошкольное воспитание. А уже позже, когда и сфера образования развивались, и выпускники училища себя хорошо зарекомендовали, стали открываться новые специальности: учитель казахского языка и литературы, учитель русского языка и литературы, учитель немецкого языка, учитель информатики и физики для работы в условиях малокомплектных школ. Была в истории колледжа и такая специальность, как «образование детей от 3 до 10 лет»: готовили специалистов, которые могли работать и в детских садах, и в школах. Конечно, классификатор специальностей меняется в соответствии с требованиями времени, и на сегодня у нас из прежних остались только дошкольное воспитание и начальное обучение. Но добавились ещё две педагогические специальности: учитель информатики и учитель английского языка, мы готовим их для работы в начальной и основной школах. От колледжа культуры, с которым в период оптимизации был объединён педколледж, осталась специальность «Народное художественное творчество (по видам)». Мы отказались от подготовки дизайнеров, поскольку это делают и в других колледжах, в частности, в Костанайском строительном. Но оставили «Декоративно-прикладное мастерство», чтобы сохранить кадры, наработанный опыт и развивать направление, которое востребовано и в дополнительном образовании, и как самостоятельная творческая деятельность. Тем более что кроме нас таких специалистов никто больше в области не готовит. Также только у нас готовят руководителей музыкальных коллективов и исполнителей. Мы берём ребят без предварительного обучения в музыкальной школе, что важно для выпускников сельских школ, где нет таких возможностей. Конечно, при поступлении абитуриенты проходят прослушивание, а их задатки во время учёбы раскрываются и получают полное развитие. Наши выпускники работают в Домах культуры, в школах искусств, в музыкальных коллективах областной филармонии. Они с успехом получают высшее образование в КРУ им. А.Байтурсынова, в вузах, консерваториях Астаны и Алматы. Балуан Беркенов, Ернар Садирбаев, Серик Кадыржанов – это яркие примеры достижений наших выпускников.
- Костанайский педагогический колледж давно зарекомендовал себя высоким качеством преподавания. Это подтверждают профессиональные успехи тех, кто учился здесь в разные годы. В частности, ныне работающие воспитатели детских садов, руководители дошкольных организаций откликнулись на юбилей педколледжа очень тёплыми отзывами, которые присылают в газету.
- Можно сказать без ложной скромности, что наша база дошкольного воспитания одна из самых сильных в стране. Во-первых, это хорошее материальное обеспечение. Во-вторых, это профессиональные кадры: есть специалисты с огромным опытом, есть молодая, активная смена, но всех их объединяет большая любовь к своему делу. Так сложилось, что в нашем колледже на редкость доверительная, открытая, почти семейная атмосфера взаимоотношений в коллективе преподавателей, между педагогами и студентами. И это неудивительно, ведь к нам приходят почти дети, выпускники 9 класса, и мы должны стать для них не просто педагогами, но отчасти и родными людьми, наставить на верный путь, научить многому тому, чему в своё время научили нас наши преподаватели. Так из поколения в поколение передаются традиции добра и соучастия, которые, конечно же, отражаются на процессе обучения. У нас работают настоящие фанаты дошкольного обучения и воспитания, многие из них авторы методической литературы, инновационных проектов, их знают в городе и области. А те, кто у них учился, достигли высоких результатов в профессии. Это всё говорит о качестве подготовки. Я вижу, что наши выпускники большие патриоты родного колледжа. Где бы они ни находились, где бы потом ещё не учились, но добрая память о колледже у них не стирается, не теряется связь друг с другом, с преподавателями. Я сама в 1981 году окончила Кустанайское педагогическое училище, и мы с однокурсниками группы учителей начальных классов встречаемся регулярно два раза в год, съезжаясь не только из разных городов, но и разных стран. Несмотря на то, что мы так давно здесь учились, но по-прежнему интересны друг другу, есть потребность узнавать об успехах однокурсников, колледжа, о жизни наших преподавателей. И то же самое я вижу и у других выпускников. Колледж – это не просто место, где ты получил образование, но и место, где тебя научили студенческому братству, дружбе, преданности, ответственности. Например, наш классный руководитель Александра Николаевна Туманшина была для нас просто как вторая мама, хотя у неё самой было трое детей, но она всегда находила время для каждого из своих студентов. Мы приходили к ней домой, где всегда нас ждало какое-то угощение и разговоры по душам. Для нас, студентов из общежития, из посёлков, это был просто восторг. Её муж Кахарман Макаримович Туманшин – известный историк, преподаватель вуза казался небожителем, его кабинет был наполнен книгами до потолка, такое я тогда видела только в кино. Их семья была примером настоящей интеллигенции, высокой нравственной культуры. Таких примеров среди наших преподавателей было немало, и мы, их смена, бережно несём эти традиции, стараемся соответствовать заданному профессиональному уровню. Культура речи, поведения, внешнего вида – всё это крайне важно для будущих учителей, и это, впитанное от наших наставников, мы сегодня передаём своим студентам.
- На мой взгляд, учитель начальных классов – самый главный человек в школе, именно с него всё начинается. Ведь если в первом классе ребёнок разочаруется в учёбе, не полюбит школу, то последующим учителям-предметникам будет крайне сложно это восстановить. И тут, пожалуй, особая ответственность лежит на тех преподавателях, которые готовят будущих учителей для начальной школы.
- Основная цель школы – подготовить ребёнка к выбору профессии. А учитель начальных классов даёт азы. У него всё: и математика, и чтение, и ознакомление с окружающим миром. Всё закладывается в начальной школе. Если предметник на госэкзамене сдаёт именно свою дисциплину и методику её преподавания, то учитель начальных классов сдаёт методику преподавания ИЗО, методику преподавания физкультуры, методику преподавания музыки, каллиграфии, математики, русского языка… Восемь методик сдаёт учитель начальных классов. По объёму подготовки это более дорогой специалист и более ценный. Я уверена, очень важно, каким будет первый учитель у ребёнка. Если он полюбит учителя, то полюбит и учиться. И тогда для него не будет преград в изучении предметов. Начальная школа – это фундамент. А что может быть с домом, где плохой фундамент? Всё завалится. Техника чтения, качество письма, понимание математической логики – та основа, без которой невозможно дальнейшее обучение. В начальной школе закладывается и умение дружить, умение общаться с коллективом, отношение к школе. Дети в младших классах очень открытые, искренние, они готовы любить своих учителей. Поэтому крайне важно оправдать их доверие, найти взаимопонимание с родителями. Конечно, степень ответственности учителя начальных классов очень высока. И так же высока ответственность наших преподавателей, из-под крыла которых выходят специалисты для начальной школы.
- Студентов педколледжа отличает активная внеурочная деятельность. Они и поют, и танцуют, украшая любое мероприятие городского, областного уровня, они ведут большую общественную работу – скаутскую, волонтёрскую. А проект «Studentvision» уже вышел за рамки колледжа.
- Родители наших студентов часто удивляются, что их дети проявляют способности, которые незаметны были в школе. В колледже всё можно начать с чистого листа. И многие ребята раскрывают дремавшие прежде таланты, интересы. За ними уже нет школьных клише, а новая среда мотивирует задействовать скрытые резервы. Это, опять же, продолжение давних традиций. Ещё в педучилище в моё время была очень насыщенная студенческая жизнь. Мы участвовали в соревнованиях, в художественной самодеятельности, у нас был отличный хор. Поэтому, когда я пришла работать в колледж, первое, что мне было интересно развить, – это именно студенческое творчество, самоуправление, актив. Учёба, конечно, основное. Но умение организовать свой досуг, развить свои способности – очень важно для будущих педагогов. Спорт – это возможность быть более стрессоустойчивым, дисциплинированным. Хореография, музыка, хор – это, помимо эстетического развития, способ снять психологическое напряжение. Волонтёрство – это воспитание милосердия, сопереживания. КВН – это не только чувство юмора, но и интеллект, актёрское мастерство. То есть, всё это тоже основа будущей профессии. Чему студенты научатся здесь, тому они будут учить и своих ребят в детсадах, школах. Тем более в селе, где школа – центр культуры, всесторонне развитый педагог ещё более востребован, ещё более ценен. К тому же любое участие наших студентов в массовых мероприятиях работает на положительный имидж колледжа, и с этим тоже надо считаться. Это своего рода реклама наших студентов и выбранной ими профессии.
- Юбилейный год вы встречаете в статусе высшего педагогического колледжа. Замечательный подарок для коллектива и студентов.
- Да, мы давно об этом мечтали. И именно к важной для нас круглой дате всё получилось. Из 33 колледжей Костанайской области только четыре имеют статус высшего. Первым его получил медицинский колледж, затем политехнический, колледж Казпотребсоюза и вот теперь наш педагогический. Мы шли к этому долго, осознанно и, думаю, достойно. Теперь у нас есть возможность готовить специалистов по программе прикладного бакалавриата. Что это даёт? Прежде всего, больше практических навыков, так как поступают выпускники 11 классов, а значит потребность в теоретических занятиях уменьшается. Второе, после окончания колледжа есть возможность получить высшее образование в более короткие сроки, что для студентов привлекательно. Пока прикладной бакалавриат только про специальности «учитель начальных классов». Но планируем также включить дошкольное воспитание и открыть специальность «логопедия». Потребность в логопедах сейчас большая, идёт речь о том, чтобы в каждой школе был свой логопед, так как, к сожалению, количество детей с речевыми проблемами растёт. А у нас есть возможность качественно готовить специалистов этого направления.
- День рождения колледж готовится отметить большой праздничной программой. Наверняка, в этом задействованы и преподаватели, и студенты?
- Конечно, у нас достаточно своих творческих ресурсов, чтобы сделать красивое, яркое мероприятие. К юбилею завершился ремонт учебного корпуса, обновлён музей. На торжество приедут наши выпускники, которые с нетерпением ждут встречи, соберутся ветераны, которых мы всегда с удовольствием встречаем в стенах колледжа, приглашены коллеги, социальные партнёры, члены попечительского совета... В актовом зале колледжа все не поместились бы, поэтому нам любезно предоставил концертный зал Дворец культуры «Мирас». А всех гостей ждёт очень интересная программа, которую наши активисты, комитет по делам молодёжи начали разрабатывать ещё с прошлого учебного года. Будет много сюрпризов, приятных встреч. И я надеюсь, что 60-й день рождения запомнится всему коллективу и друзьям Костанайского высшего педагогического колледжа.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.