Я стремлюсь как можно больше успеть за отпущенный мне судьбой день

Выпуск - №31-32(579-580)   :   26.08.2023
2787

В День города глава региона Кумар Аксакалов торжественно вручал заслуженным людям знаки «Почётный гражданин Костанайской области». Среди их обладателей – руководитель ансамбля танца «Карнавал» и хореографической школы Шамиль Фахрутдинов. Он единственный из ныне действующих педагогов, получивший это звание. Шамиль Алексеевич в особом представлении не нуждается, о нём и его коллективе написано много. Но есть темы, незаметные широкой публике. О них и поговорим сегодня.

   

- Почему вы выбрали профессию учителя, за что её больше всего цените и что в ней самое сложное? 
- Кто-то мечтал быть учителем. Я не мечтал. Поступил в педвуз, потому что потому что в городе Кызыл-Орде, в котором я тогда жил, не было другого института. Пришёл работать. И работа затянула. Когда меня спрашивают, трудно ли быть учителем, я отвечаю: ни один год не бывает лёгким в работе педагога, если он живёт этой профессией. Каждый год приносит новые задачи, которые надо решать, новые препятствия, которые надо преодолевать. Но это и есть жизнь. Я всегда шутил, что в нашей работе трудно только первые 25 лет. Скоро уже можно будет говорить «первые 50 лет». Но я уверен, что ещё сложнее бывает, если ничего не делать. Нельзя сидеть на месте. Нельзя жить завтрашним днём. Надо уметь видеть перспективу и двигаться к ней, тогда ты будешь интересен в своей профессии, тогда ты будешь интересен людям, с которыми ты работаешь, детям, ради которых ты живёшь. 

- Что пришлось преодолеть, что изменить в себе, чему научиться, постигая профессиональное мастерство? Какие открытия для себя сделали, которые легли в основу собственного метода работы?
- В первые годы приходилось преодолевать какую-то неуверенность в себе. А вот если с первых моментов начинаешь понимать, что эта работа получится, считай – дальше всё пойдёт, и все задумки сложатся. Для этого нужны упорство, целеустремлённость, понимание поставленной перед собой задачи и, прежде всего, вырабатывание характера. Сколько бы времени ни прошло, каждый раз, когда начинаю работать с новыми учениками, с новыми постановками, с какой-то режиссёрской задачей, заново испытываешь волнения, переживания вот этого начала. Но при этом всё равно знаешь, как будешь работать дальше, и поэтому получается. Сомнений не должно быть, когда работаешь с таким количеством детей, коллег. Ты как полководец, который должен быть уверен в победе и заражать этой уверенностью свою армию.  

- Параллельно с преподавательской деятельностью в школе шло увлечение хореографией. Как это случилось? Как удавалось совмещать две такие разные и по-своему сложные работы? 
- Я по гороскопу Близнецы, что предполагает двойственность характера. Вот так и получилось, что живу в двух профессиях, в двух мирах. Но я научился совмещать работу учителя, воспитателя и работу хореографа, режиссёра. Конечно, для этого мне пришлось уже во взрослые годы (в 50 с лишним) поступать в Челябинскую академию культуры и искусств, чтобы получить профессиональное режиссёрское образование. Но до этого был уже огромный опыт работы, постижение которого происходило в творческих поездках. Ведь ансамбль «Карнавал» создавался не ради того яркого успеха, который он сейчас имеет. Когда я пришёл в школу, мне поручили работать с трудными подростками, а их было немало, многие стояли на учёте, воровали, хулиганили, безобразничали. И возникла цель – задействовать этих мальчишек в творческом деле, чтобы вырвать их с улицы. На тот момент я уже танцевал: занимался в художественной самодеятельности, потом немного в профессиональном коллективе. Так моя любовь к танцу переросла в работу с детьми. Это стало тем магнитным стержнем, которым я могу притягивать к себе ребят. Помню первый День учителя. Мне нужно было убедить моих воспитанников в том, что им по силам перевернуть негативное отношение учителей. И мы втихаря начали делать праздничную программу. Назывался наш танцевальный проект «Команда ШиШ» (Шамиль и шамилята). Я вместе с мальчишками  танцевал, прыгал, пел, кричал, а они за мной повторяли. Это был немного хулиганский номер,  своеобразное эмоциональное откровение, которое учителей повергло в полушоковое состояние от неожиданности, что они увидели ребят с другой стороны. Отсюда всё и пошло. 
  
- «Карнавал» стал брендом Костаная и области. Чего вам это стоило? В какие двери  стучались, какие открывались, а какие нет? Зрителям видится путь успеха. А каким видите этот путь вы изнутри? 
- Главная педагогическая победа была в том, что я самого сложного мальчика, который держал в повиновении не только всю школу, но и микрорайон, сделал своим помощником. Для этого я перечитал «Педагогическую поэму» Антона Макаренко и вывел для себя одну ключевую мысль: детский коллектив надо создавать, доверяя им, но и проверяя в том числе. И я создал совет парней, в который входил мой главный бандюган и другие сложные мальчишки. Каждую субботу мы собирались, и учителя приводили тех учеников, которые вызывали беспокойство своим девиантным поведением. Когда эти ребята заходили в кабинет директора, где вместо него восседали парни, сами не отличающиеся примерным поведением, это вызывало шок, как холодный душ. Конечно, для моих «опытных хулиганов» это была некая игра в хороших ребят. Они были в активе и при проведении каких-то мероприятий, творческих вечеров, ярмарок. На деньги, что собирались на ярмарках, организованных этими пацанами, приобретались магнитофоны, светоаппаратура, колонки… И, разумеется, вся школа ставилась в известность. Так постепенно, шаг за шагом для этих мальчишек быть хорошими стало уже не игрой, а реальностью. Вопрос постановки их на учёт сам собой отпал. Это не сказка, так было на самом деле. А на основе нашего танцевального коллектива образовался ансамбль «Карнавал».       
Это начиналось в конце 80-х годов, когда было много трудностей в обществе, когда многие люди стали нуждаться в помощи и поддержке. И мы активно занимались благотворительностью. Не имея должной подготовки, нормальных костюмов, мы создавали свои танцы, выступали в детских домах, в домах для пожилых и инвалидов. Своими концертами собирали средства на лечение тяжелобольных детей. Выступали для жителей Восточно-Казахстанской области, пережившей землетрясение, на закрытии ядерного полигона, в регионе Аральского моря, терпящего экологическую катастрофу, для детей, вывезенных из зоны Чернобыльской аварии. И дети понимали, для чего они работают. Так формируется духовность. Сейчас этим ребятам уже более 40 лет. Они вспоминают тот период, как время свершений и перемен в их душевном мире. Это хорошие люди, они нашли себя в профессии, создали семьи. И все как один говорят, что «Карнавал» сформировал чувство дружбы, чувство локтя, чувство единства. Это мой бальзам на душу. А началось всё 35 лет назад в средней школе №2.    
Конечно, формирование этого коллектива невозможно было бы без поддержки директора Веры Григорьевны Макеровой, без поддержки коллектива учителей, без внимания спонсоров, без участия родительской общественности. Так что это всё наше общее дело с громким праздничным названием, которое я всегда объясняю из словаря «Ожегова»: «Карнавал – это праздничное шествие с разнообразием красок и эмоций». Ярче ничего выразить нельзя. 

- XXI век для вас – это, пожалуй, самое насыщенное время работы: «Карнавал», школа хореографии, режиссёрская деятельность. Все большие праздники, мероприятия города проходили под вашим руководством. Откуда столько сил, энергии и желания всё это делать? И какие проекты дались труднее всего, а какие оставили самые светлые воспоминания? 
- Когда в Казахстане Президент Касым-Жомарт Токаев объявил Год детей, я понял, что вот это наше время. И мы очень хорошо поработали весь прошлый год, проведя вместе с организациями образования, с руководством городов и районов уникальные мероприятия в поддержку детей-инвалидов, детей-сирот, чествования одарённых детей. Я до сих пор без слезы не могу вспоминать эти прекрасные, тёплые творческие встречи. Это был удивительный взаимообмен добром, светом, позитивом. «Карнавал» нельзя рассматривать как просто развлекающую группу. Тут другие моменты выходят на первый план. Тут мои профессии педагога, хореографа, режиссёра слились воедино. Это единая дорога. А силы идти по ней придают люди, которые рядом в школе №2, в хореографической школе. Мои сотрудники понимают, чем мы должны заниматься, знают, какие цели перед нами стоят. А цели у нас прекрасные. Мы не сидим на месте, мы каждый раз ищем новые способы реализовать свои творческие возможности. Моя задача, чтобы у каждого ребёнка была возможность показать себя, показать своё развитие в творчестве. И тогда не зря все эти 35 лет. Единение взрослых и детей, свойственное моему «Карнавалу», искреннее внимание и любовь самых разных людей – вот что греет душу и побуждает работать ещё и ещё. 
А ещё очень важно доверие многих людей из числа руководителей Костаная, области. На протяжении 35 лет это доверие ко мне помогло выжить, утвердиться. Мне не мешали работать, мои идеи поддерживались. А это обязывает выполнять работу так хорошо, чтобы вопросов ни у кого не возникало. 28 лет я готовил праздники Дня города, и каждый раз это был режиссёрский поиск. Рядом со мной были необыкновенные творческие люди. Например, Светлана Николаевна Петрова – человек-уникум. Её больше нет с нами, и мне её очень не хватает… Очень приятно было видеть, как откликались предприятия, учреждения Костаная на предложения участвовать в карнавальном шествии, которое проходило несколько лет подряд в День города. Люди загорались, увлекались, предлагали свои идеи… Нам хотелось сообща создать настоящий праздник. И примеров таких множество. Конечно, я не могу не сказать о тех незабываемых творческих встречах с замечательными мастерами сцены, которые случались в моей жизни. Каждая встреча подпитывает творческий потенциал, каждая остаётся со мной надолго.    

- Звание Почётного гражданина к чему-то обязывает? Как вообще вы относитесь к тем регалиям, которыми уже отмечены? Это приятно или больше ответственно?
- Я не так давно открыл для себя писателя, поэта Юрия Левитанского. Он был фронтовик, но писал не о войне, а о жизни, о любви, о судьбе. И я из года в год как мантру повторяю его слова: «Но ты уже знаешь, как мало успеешь за год или десять, и ты понимаешь, как много ты можешь за день или два». Смысл их настолько глубок… Вот в своей деятельности, которая отмечена знаками признания, я стремлюсь именно к этому: как можно больше успеть за отпущенный мне судьбой день. А когда результат получает высокую оценку, то понимаешь, что завтра ты должен сделать ещё больше и ещё лучше.  

Светлана ОФИЦЕРОВА

Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.
Без инноваций в образовательной организации не будет развития
Василий ЦЫМБАЛЮК: Мы должны правильно расставлять приоритеты, находить способы заинтересовать педагога.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.