Как школе поможет медиация?

Выпуск - №25(622)   :   26.06.2024
3281

image

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей.

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. А главное –  дети должны войти во взрослый мир и знать, что есть пути решения конфликта.

В текущем году по заказу управления образования будут созданы центры медиации в пяти школах области. Это Кушмурунская ОШ №2 (Аулиекольский район), Перелескинская ОШ (Денисовский район), ОШ №4 (Житикаринский район), Ильичёвская ОШ (Карасуский район), Мичуринская ОШ (Костанайский район). О том, насколько важна сегодня медиация, почему общество в ней нуждается, наше интервью с тренером по медиации, профессиональным медиатором из г. Астаны Гульнарой АЗГУШКАРОВОЙ.


- Насколько важна сегодня медиация и почему общество нуждается в ней?

- Принятие Закона о медиации и появление института медиации было продиктовано временем, ведь наш мир не идеален, также как и мы с вами, как бы нам этого ни хотелось. В течение жизни человек сталкивается не только с радостью бытия, но и с возникающими на его пути проблемами, которые порой приводят к конфликтным ситуациям и судебным тяжбам впоследствии со всеми вытекающими последствиями.

Если кратко о появлении и необходимости медиации в целом, то она появилась с целью разгрузки судов, заваленных различными исками и жалобами, которые можно было бы решать самим на месте без обращения в правоохранительные органы.

С одной стороны, общество научилось отстаивать и защищать свои права, с другой – научилось ими манипулировать, заваливая суды и правоохранительные органы исками и жалобами, которые можно было бы решать самостоятельно на месте. Но во время конфликтов, чаще всего, люди не слышат друг друга, отстаивая свою позицию, порой и вовсе не хотят слышать, увы, бывает и такое. Именно в такие моменты и приходит на помощь медиация, являющаяся более мягкой формой разрешения споров при помощи третьей нейтральной стороны – медиатора, который, снижая уровень конфликтности, помогает участникам спора сесть за стол переговоров для достижения варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего всех участников медиации. Решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, в полной мере удовлетворяет всех конфликтующих и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным.

Медиация ориентирована на конструктивный поиск решений, абстрагируясь от того, кто прав, а кто виноват, в медиации нет проигравших, так как достигнутые договорённости всегда учитывают интересы всех спорящих.


- В каких сферах применима медиация сегодня?

- Медиация применима практически во всех сферах деятельности человека: это гражданско-правовые отношения, хозяйственные и коммерческие споры, брачно-семейные отношения (семейная медиация), примирения сторон по уголовным делам, закрепление договорных обязательств, споры в банковской и страховой сферах, трудовые споры, дорожно-транспортные происшествия, наследственные споры, авторское право и интеллектуальная собственность, межконфессиональные конфликты, административные нарушения и многое другое.


- Назовите круг тех, кто попадает под школьную медиацию? В чем её отличие от других видов медиации?

 - Вопрос воспитания подрастающего поколения актуален во все времена, дети – наше будущее, и от того, какими они вырастут, зависит судьба нации, общества в целом и будущее государства. Школа – это срез общества, и для неё характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями, между учителями, между учителями и руководством школ. И конфликты эти бывают порой очень жёсткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон, что без участия медиаторов порой невозможно обойтись, это и стало отправной точкой для развития школьной медиации, которая ориентирована на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса. В идеале каждый работник образовательной системы должен владеть навыками медиативного подхода, позитивным мышлением и конструктивным поведением в конфликте, чему и должен учить школьников, показывая собственным примером.

На сегодняшний день школьная медиация работает с участием волонтёров-медиаторов из числа самих школьников, психологов, социальных педагогов, учителей, а также родителей, разрешая возникающие конфликты собственными силами, чем и отличается от медиации в чистом виде, где медиатор независимое и беспристрастное лицо.

Школьная медиация подразумевает в первую очередь то, что примирением ребят занимаются сами школьники, изъявившие желание стать медиаторами, прошедшие обучение и отбор, понимающие важность и ответственность принятого ими решения, а главное – из числа тех, кто пользуется заслуженным авторитетом, к чьему мнению прислушиваются, уважают и доверяют. В каждой школе всегда найдутся такие ребята, которые могут вести за собой, главное задать правильное направление, и это уже задача вышестоящего звена, а именно педагогов, психолога. Вы спросите, почему школьники? Отвечу, потому что подросткам легче открыться, рассказать другому подростку нежели педагогу. Ведь у школьника всегда есть опасение, что педагог впоследствии может как-то повлиять на процесс его учёбы, ведь он зависим от него в каком-то смысле, а медиатор-школьник – это абсолютно равный с любым другим школьником, и это более жизнеспособный вариант школьной медиации.

Поначалу медиации школьниками проводятся под присмотром либо психолога, либо преподавателя-медиатора. Когда же работа центров уже налажена, то многие вопросы ребята решают сами без привлечения педагогов (из практики действующих центров), но с обязательным извещением последних о проведённых медиациях.

В случаях, когда ребята не могут справиться сами, либо в сложных ситуациях, медиации проводят медиаторы-педагоги либо психологи.


- Можно ли, например, буллинг разрешить с помощью школьной медиации?

Особое внимание необходимо уделить школьной медиации как действенному инструменту в борьбе со школьным насилием и дискриминацией. Травля, буллинг, ссоры, драки, мелкие кражи и не только – все эти вопросы можно решать с помощью медиации. Ведь это наиболее мягкая, но в тоже время действенная и жизнеспособная форма разрешения различных конфликтов, помогающая сохранить возможность дальнейших отношений, что немаловажно.


- Скажите, насколько необходим проект по созданию школ медиации? И какие впечатления у вас после встречи с теми, кто находится в проекте?

- Школьная медиация является лучшим механизмом для восстановительных процессов в образовательных учреждениях, реагирования на школьные конфликты и их конструктивного решения. Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого, способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Очень важно научить детей умению правильно реагировать на конфликтные ситуации. В процессе обучения они также учатся сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чутким к страданиям другого, чувствовать чужую боль. Это те высшие ценности, без которых человек не может быть и оставаться человеком. Воспитание культуры поведения в конфликте – путь к созданию безопасной образовательной среды и залог предупреждения конфликтов (споров) в целом.

На сегодняшний день действующие центры примирения в школах довольно успешно решают собственными силами большинство конфликтов и споров, так сказать «не вынося сор из избы», а это в свою очередь создаёт благоприятный микроклимат для всех участников учебного процесса, что не может не радовать. Одним из примеров положительной работы школьной медиации может служить служба примирения столичной школы-гимназии №26, действующая с 2017 года, где за эти годы было проведено немало работы в этом направлении, накоплен опыт. Например, в этом году за время летнего лагеря медиативной школы из 19 детей, проходивших обучение, 13 изъявили желание стать медиаторами-волонтёрами в новом учебном году.


- На одной из встреч учителя выразили мнение, что слишком много для них дополнительной нагрузки. Может быть, в штат школы вносить медиатора? Насколько он необходим и будет ли эффективен?

- Мне понятны их страхи и опасения, на начальном этапе нового всегда есть настороженность, но как только будет налажена работа центров, всё встанет на свои места. В целом педагогическому составу школ, на мой взгляд, не должно составить сложности работать в этом направлении, так как профилактика конфликтов педагогами вместе с психологами и социальными работниками уже в них ведётся, о чём говорили участники проекта на нашей первой встрече. Сейчас же педагогам-волонтёрам необходимо обучиться основам медиации и умению разрешать споры с помощью этого метода, чтобы выступать посредниками при урегулировании школьного конфликта, а также научить детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте. Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное – предупреждение конфликтов. Положительный опыт действующих школьных центров примирения позволяет надеяться на снижение уровня конфликтности в школах, участвующих в данном проекте, и созданию благоприятного микроклимата всего учебного процесса в целом.

Независимый профессиональный медиатор для разрешения конфликтов, возникающих в школьном процессе, на мой взгляд, необходим лишь для разрешения сложных споров, когда своими силами школа не может справиться.


Материал подготовлен в рамках проекта «Организация деятельности медиативных школ (МШ)» , которое реализует ОФ «Жанашер бол».

В ходе проекта объявлен среди его участников конкурс «Лучший волонтёр-медиатор». Его победитель поедет в Астану на международную конференцию медиаторов, которая пройдёт в ноябре.


Мадина ГАЛИМХАНОВА

Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование
Дополнительное образование в жизни детей
Елена ПЕТРЕНКО: Детский интерес устроен таким образом, что при занятии любимым делом слова «не получается» не бывает

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.