Профессиональная журналистика – основа для современных медиа 

Выпуск - №25(472)   :   25.06.2021
580

Стало традицией в канун профессионального праздника работников СМИ делиться мнением о положении дел в журналистском сообществе на страницах любимой газеты «Учительская плюс». 


Встреча со студентами кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента КРУ им. А.Байтурсынова

Когда в 2010 году я решила поступить на кафедру журналистики, моя дальняя родственница сказала одну острую фразу: «Зачем тебе эта профессия сплетника?». Я оскорбилась: банально неприятно. Со временем стала понимать, что её мнение вызвано недоверием к СМИ. А уже сегодня я понимаю, что это непросто недоверие, а неразборчивость в структуре медиарынка. Или как принято теперь говорить – недостаток знаний в области медиаграмотности. 

Теперь, уже будучи дипломированным журналистом и имея опыт работы в коммуникационной сфере, я понимаю, что 11 лет назад сделала правильный выбор профессии. О том, насколько важную роль сегодня в нашей жизни играет информация, 2020 год показал чётко. Будь мы хоть немного более медиаграмотными, не стали бы скупать имбирь с лимоном при первом же информационном вбросе. 2020 год запомнится не только пандемией коронавируса, но и глобальной инфодемией мирового масштаба.

Обернувшись назад, кажется, что страшна не сама болезнь, а то, как о ней рассказывали. Появились тысячи экспертов, которые рекомендовали свои алгоритмы лечения, медицинские препараты, народные средства и прочие манипуляции. Сложно оценить теперь, какие из потерь были действительно следствием заражения вирусом, а какие банально из-за дезинформации. 

Теперь всем нам подавай достоверную и оперативную информацию здесь и сейчас. Но, как мне кажется, с качеством информации ничего не изменилось: уважающие себя СМИ имеют чёткую редакционную политику и следуют заповедям журналистики, обладатели информации всё так же запаздывают с предоставлением официальной версии событий, жёлтая пресса успешно осваивает «хайповые» новости. Но в информационном пространстве появились новые ньюсмейкеры: блогеры, гражданские активисты, лидеры общественного мнения, неаккредитованные информационные паблики: по сути это любой человек, имеющий в руках смартфон с доступом в интернет. 

Блогеры и паблики формируют (чаще неэтичный) информационный контент в погоне за уникальностью и монетизацией своего профиля. Редакции СМИ (не все!) гонятся за этим трендом и публикуют откровенный мусор, совсем забыв, что существует кодекс этики журналиста. Чего же мы ждём от гражданского общества, если этические кодексы забывает профессиональная общественность? Понятно, что деятельность блогеров в нашей стране ещё никак не регламентируется, выходит им можно всё и ничего им за это не будет, если в суд не подадут. Но такой же принцип работы теперь у многих СМИ. Ведь пока они будут запрашивать официальный комментарий произошедшего, блогеры выдадут свою версию, и контент прокис!

Что мы имеем на выходе? Огромное количество информационного хлама, чьих-то мнений, некомпетентных рекомендаций, обвинений и оскорблений в сети. А сразу после «публичная порка» или «публичное раскаяние». Откровенная борьба за умы, информационная война – много игроков и никаких принципов. В итоге снижение уровня доверия населения к СМИ, власти и депрессивное отношение к жизни. 

Во многих странах медиа стараются работать по принципу саморегулирования. В его основе досудебное урегулирование споров между журналистами и так скажем «героями публикации». Сегодня очень модно стало отстаивать честь и деловую репутацию в суде, но тут не про мораль, тут про деньги. А кто не может себе позволить судебные тяжбы опять же по причине материальных расходов, попросту закрывает глаза на нарушение его прав и свобод. Выходит, что страдают и журналисты, и общество. Профессиональная журналистская общественность давно нуждается в защите своих интересов. Да и люди зачастую страдают из-за лишённых этики публикаций. 


Встреча соучредителей ОО «Казастанская медиасеть» с журналистами Костанайской области

Впервые в истории Казахстана появилась инициатива создания общественного комитета по саморегулированию медиа. Проект нацелен на поддержку профессионализма в медиасфере. Так, в период пандемии люди разных профессий, но так или иначе работающие с информацией, объединились в общественную организацию для того, чтобы продвигать базовые принципы медиа в Казахстане. 

Одним из авторов идеи создания уникального документа «Базовые принципы медиа в Казахстане» является Михаил Дорофеев, известный журналист, которого мы потеряли в прошлом году. Он вложил основу в этот замысел и всегда радел за строгое соблюдение этики в профессии журналиста. 

Но медиа сегодня – это не только журналисты, медиа – это мы с вами, каждый, кто формирует информационный контент. И если журналистика не может стать основой для всех, то должна быть опорой. Безусловно, это долгий процесс, и мы только закладываем первые кирпичики по строительству профессионального инфополя и возможности разрешения проблем отрасли в досудебном порядке, что позволит защитить журналистов и другие медиа от моральных и материальных потерь. 

Принцип работы организации, как и сам документ «Базовые принципы медиа» доступны на сайте организации http://mediaprinciples.kz, сейчас проходит процедура его признания. Изучить и по желанию признать документ может любой человек, вне зависимости от рода деятельности или профессии. В документе под «редакцией» мы понимаем каждого, потому как один человек – уже медиа. Этот документ не является законом или подзаконным актом и не может нести карательную функцию. 

Документ «Базовые принципы медиа» - это своеобразный барометр этичности для тех, кто работает с информацией, тут чётко указано, где заканчиваются права одного человека и начинаются права другого. 

На текущей неделе стартует серия открытых конференций в режиме онлайн  по созданию Общественного комитета по саморегулированию медиа в Казахстане, где путём открытого голосования мы отберем девять кандидатов, которые будут рассматривать поступающие в комитет жалобы и обращения, связанные с соблюдением этических норм в СМИ.

Решение комитета будет носить рекомендательный характер, и мы уверены, что журналистская общественность склонна к саморегуляции. Так мы сможем вместе выстроить правильные взаимоотношения СМИ и общества, снизить количество исков в суд на журналистов и сделать информационное пространство профессиональнее. 

Для справки
ОО «Казахстанская медиасеть» создана 1 февраля 2021 года. 
11 соучредителей из разных регионов Казахстана - редакторы и журналисты известных медиа, преподаватели кафедр журналистики, специалисты коммуникационного сектора.
Мы делаем ставку на работу с молодёжью и тесно сотрудничаем с ведущими казахстанскими вузами, где работают кафедры журналистики. 
За 2020 год мы провели более 30 открытых конференций и встреч с редакциями независимых медиа и коллективами кафедр журналистики трёх университетов страны: КазНУ им. аль-Фараби, Северо-Казахстанского университета им. С.Козыбаева и Атырауского университета им. Досмухамедова, КИМЕП, СДУ, а также Астраханского государственного университета (Россия), представителем студенчества СУАР КНР. На  конференциях с нами делились опытом представители органов по саморегулированию России, Украины, Литвы, Грузии, Кыргызстана. 
Мы в Instagram: @media.principles.kz
 

Салтанат БИСЕМБАЕВА, 
журналист, 
соучредитель ОО «Казахстанская медиасеть» 

Атомная энергетика: быть или не быть?
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ: На сегодня самый чистый способ получения энергии – это термоядерный синтез
Как пережить предновогодний стресс
Елена ПЕТРЕНКО: Если верить во что-то необъяснимое, то только в хорошее
Образование с получением диплома не заканчивается
Римма БЕКТУРГАНОВА: Нет смысла ценить одну запись в трудовой книжке. В тренде – поиск, обучение, самосовершенствование
Дополнительное образование в жизни детей
Елена ПЕТРЕНКО: Детский интерес устроен таким образом, что при занятии любимым делом слова «не получается» не бывает

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.