Стало традицией в канун профессионального праздника работников СМИ делиться мнением о положении дел в журналистском сообществе на страницах любимой газеты «Учительская плюс».
Встреча со студентами кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента КРУ им. А.Байтурсынова
Когда в 2010 году я решила поступить на кафедру журналистики, моя дальняя родственница сказала одну острую фразу: «Зачем тебе эта профессия сплетника?». Я оскорбилась: банально неприятно. Со временем стала понимать, что её мнение вызвано недоверием к СМИ. А уже сегодня я понимаю, что это непросто недоверие, а неразборчивость в структуре медиарынка. Или как принято теперь говорить – недостаток знаний в области медиаграмотности.
Теперь, уже будучи дипломированным журналистом и имея опыт работы в коммуникационной сфере, я понимаю, что 11 лет назад сделала правильный выбор профессии. О том, насколько важную роль сегодня в нашей жизни играет информация, 2020 год показал чётко. Будь мы хоть немного более медиаграмотными, не стали бы скупать имбирь с лимоном при первом же информационном вбросе. 2020 год запомнится не только пандемией коронавируса, но и глобальной инфодемией мирового масштаба.
Обернувшись назад, кажется, что страшна не сама болезнь, а то, как о ней рассказывали. Появились тысячи экспертов, которые рекомендовали свои алгоритмы лечения, медицинские препараты, народные средства и прочие манипуляции. Сложно оценить теперь, какие из потерь были действительно следствием заражения вирусом, а какие банально из-за дезинформации.
Теперь всем нам подавай достоверную и оперативную информацию здесь и сейчас. Но, как мне кажется, с качеством информации ничего не изменилось: уважающие себя СМИ имеют чёткую редакционную политику и следуют заповедям журналистики, обладатели информации всё так же запаздывают с предоставлением официальной версии событий, жёлтая пресса успешно осваивает «хайповые» новости. Но в информационном пространстве появились новые ньюсмейкеры: блогеры, гражданские активисты, лидеры общественного мнения, неаккредитованные информационные паблики: по сути это любой человек, имеющий в руках смартфон с доступом в интернет.
Блогеры и паблики формируют (чаще неэтичный) информационный контент в погоне за уникальностью и монетизацией своего профиля. Редакции СМИ (не все!) гонятся за этим трендом и публикуют откровенный мусор, совсем забыв, что существует кодекс этики журналиста. Чего же мы ждём от гражданского общества, если этические кодексы забывает профессиональная общественность? Понятно, что деятельность блогеров в нашей стране ещё никак не регламентируется, выходит им можно всё и ничего им за это не будет, если в суд не подадут. Но такой же принцип работы теперь у многих СМИ. Ведь пока они будут запрашивать официальный комментарий произошедшего, блогеры выдадут свою версию, и контент прокис!
Что мы имеем на выходе? Огромное количество информационного хлама, чьих-то мнений, некомпетентных рекомендаций, обвинений и оскорблений в сети. А сразу после «публичная порка» или «публичное раскаяние». Откровенная борьба за умы, информационная война – много игроков и никаких принципов. В итоге снижение уровня доверия населения к СМИ, власти и депрессивное отношение к жизни.
Во многих странах медиа стараются работать по принципу саморегулирования. В его основе досудебное урегулирование споров между журналистами и так скажем «героями публикации». Сегодня очень модно стало отстаивать честь и деловую репутацию в суде, но тут не про мораль, тут про деньги. А кто не может себе позволить судебные тяжбы опять же по причине материальных расходов, попросту закрывает глаза на нарушение его прав и свобод. Выходит, что страдают и журналисты, и общество. Профессиональная журналистская общественность давно нуждается в защите своих интересов. Да и люди зачастую страдают из-за лишённых этики публикаций.
Встреча соучредителей ОО «Казастанская медиасеть» с журналистами Костанайской области
Впервые в истории Казахстана появилась инициатива создания общественного комитета по саморегулированию медиа. Проект нацелен на поддержку профессионализма в медиасфере. Так, в период пандемии люди разных профессий, но так или иначе работающие с информацией, объединились в общественную организацию для того, чтобы продвигать базовые принципы медиа в Казахстане.
Одним из авторов идеи создания уникального документа «Базовые принципы медиа в Казахстане» является Михаил Дорофеев, известный журналист, которого мы потеряли в прошлом году. Он вложил основу в этот замысел и всегда радел за строгое соблюдение этики в профессии журналиста.
Но медиа сегодня – это не только журналисты, медиа – это мы с вами, каждый, кто формирует информационный контент. И если журналистика не может стать основой для всех, то должна быть опорой. Безусловно, это долгий процесс, и мы только закладываем первые кирпичики по строительству профессионального инфополя и возможности разрешения проблем отрасли в досудебном порядке, что позволит защитить журналистов и другие медиа от моральных и материальных потерь.
Принцип работы организации, как и сам документ «Базовые принципы медиа» доступны на сайте организации http://mediaprinciples.kz, сейчас проходит процедура его признания. Изучить и по желанию признать документ может любой человек, вне зависимости от рода деятельности или профессии. В документе под «редакцией» мы понимаем каждого, потому как один человек – уже медиа. Этот документ не является законом или подзаконным актом и не может нести карательную функцию.
Документ «Базовые принципы медиа» - это своеобразный барометр этичности для тех, кто работает с информацией, тут чётко указано, где заканчиваются права одного человека и начинаются права другого.
На текущей неделе стартует серия открытых конференций в режиме онлайн по созданию Общественного комитета по саморегулированию медиа в Казахстане, где путём открытого голосования мы отберем девять кандидатов, которые будут рассматривать поступающие в комитет жалобы и обращения, связанные с соблюдением этических норм в СМИ.
Решение комитета будет носить рекомендательный характер, и мы уверены, что журналистская общественность склонна к саморегуляции. Так мы сможем вместе выстроить правильные взаимоотношения СМИ и общества, снизить количество исков в суд на журналистов и сделать информационное пространство профессиональнее.
Для справки
ОО «Казахстанская медиасеть» создана 1 февраля 2021 года.
11 соучредителей из разных регионов Казахстана - редакторы и журналисты известных медиа, преподаватели кафедр журналистики, специалисты коммуникационного сектора.
Мы делаем ставку на работу с молодёжью и тесно сотрудничаем с ведущими казахстанскими вузами, где работают кафедры журналистики.
За 2020 год мы провели более 30 открытых конференций и встреч с редакциями независимых медиа и коллективами кафедр журналистики трёх университетов страны: КазНУ им. аль-Фараби, Северо-Казахстанского университета им. С.Козыбаева и Атырауского университета им. Досмухамедова, КИМЕП, СДУ, а также Астраханского государственного университета (Россия), представителем студенчества СУАР КНР. На конференциях с нами делились опытом представители органов по саморегулированию России, Украины, Литвы, Грузии, Кыргызстана.
Мы в Instagram: @media.principles.kz
Салтанат БИСЕМБАЕВА,
журналист,
соучредитель ОО «Казахстанская медиасеть»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.