Стало традицией в канун профессионального праздника работников СМИ делиться мнением о положении дел в журналистском сообществе на страницах любимой газеты «Учительская плюс».
Встреча со студентами кафедры журналистики и коммуникационного менеджмента КРУ им. А.Байтурсынова
Когда в 2010 году я решила поступить на кафедру журналистики, моя дальняя родственница сказала одну острую фразу: «Зачем тебе эта профессия сплетника?». Я оскорбилась: банально неприятно. Со временем стала понимать, что её мнение вызвано недоверием к СМИ. А уже сегодня я понимаю, что это непросто недоверие, а неразборчивость в структуре медиарынка. Или как принято теперь говорить – недостаток знаний в области медиаграмотности.
Теперь, уже будучи дипломированным журналистом и имея опыт работы в коммуникационной сфере, я понимаю, что 11 лет назад сделала правильный выбор профессии. О том, насколько важную роль сегодня в нашей жизни играет информация, 2020 год показал чётко. Будь мы хоть немного более медиаграмотными, не стали бы скупать имбирь с лимоном при первом же информационном вбросе. 2020 год запомнится не только пандемией коронавируса, но и глобальной инфодемией мирового масштаба.
Обернувшись назад, кажется, что страшна не сама болезнь, а то, как о ней рассказывали. Появились тысячи экспертов, которые рекомендовали свои алгоритмы лечения, медицинские препараты, народные средства и прочие манипуляции. Сложно оценить теперь, какие из потерь были действительно следствием заражения вирусом, а какие банально из-за дезинформации.
Теперь всем нам подавай достоверную и оперативную информацию здесь и сейчас. Но, как мне кажется, с качеством информации ничего не изменилось: уважающие себя СМИ имеют чёткую редакционную политику и следуют заповедям журналистики, обладатели информации всё так же запаздывают с предоставлением официальной версии событий, жёлтая пресса успешно осваивает «хайповые» новости. Но в информационном пространстве появились новые ньюсмейкеры: блогеры, гражданские активисты, лидеры общественного мнения, неаккредитованные информационные паблики: по сути это любой человек, имеющий в руках смартфон с доступом в интернет.
Блогеры и паблики формируют (чаще неэтичный) информационный контент в погоне за уникальностью и монетизацией своего профиля. Редакции СМИ (не все!) гонятся за этим трендом и публикуют откровенный мусор, совсем забыв, что существует кодекс этики журналиста. Чего же мы ждём от гражданского общества, если этические кодексы забывает профессиональная общественность? Понятно, что деятельность блогеров в нашей стране ещё никак не регламентируется, выходит им можно всё и ничего им за это не будет, если в суд не подадут. Но такой же принцип работы теперь у многих СМИ. Ведь пока они будут запрашивать официальный комментарий произошедшего, блогеры выдадут свою версию, и контент прокис!
Что мы имеем на выходе? Огромное количество информационного хлама, чьих-то мнений, некомпетентных рекомендаций, обвинений и оскорблений в сети. А сразу после «публичная порка» или «публичное раскаяние». Откровенная борьба за умы, информационная война – много игроков и никаких принципов. В итоге снижение уровня доверия населения к СМИ, власти и депрессивное отношение к жизни.
Во многих странах медиа стараются работать по принципу саморегулирования. В его основе досудебное урегулирование споров между журналистами и так скажем «героями публикации». Сегодня очень модно стало отстаивать честь и деловую репутацию в суде, но тут не про мораль, тут про деньги. А кто не может себе позволить судебные тяжбы опять же по причине материальных расходов, попросту закрывает глаза на нарушение его прав и свобод. Выходит, что страдают и журналисты, и общество. Профессиональная журналистская общественность давно нуждается в защите своих интересов. Да и люди зачастую страдают из-за лишённых этики публикаций.
Встреча соучредителей ОО «Казастанская медиасеть» с журналистами Костанайской области
Впервые в истории Казахстана появилась инициатива создания общественного комитета по саморегулированию медиа. Проект нацелен на поддержку профессионализма в медиасфере. Так, в период пандемии люди разных профессий, но так или иначе работающие с информацией, объединились в общественную организацию для того, чтобы продвигать базовые принципы медиа в Казахстане.
Одним из авторов идеи создания уникального документа «Базовые принципы медиа в Казахстане» является Михаил Дорофеев, известный журналист, которого мы потеряли в прошлом году. Он вложил основу в этот замысел и всегда радел за строгое соблюдение этики в профессии журналиста.
Но медиа сегодня – это не только журналисты, медиа – это мы с вами, каждый, кто формирует информационный контент. И если журналистика не может стать основой для всех, то должна быть опорой. Безусловно, это долгий процесс, и мы только закладываем первые кирпичики по строительству профессионального инфополя и возможности разрешения проблем отрасли в досудебном порядке, что позволит защитить журналистов и другие медиа от моральных и материальных потерь.
Принцип работы организации, как и сам документ «Базовые принципы медиа» доступны на сайте организации http://mediaprinciples.kz, сейчас проходит процедура его признания. Изучить и по желанию признать документ может любой человек, вне зависимости от рода деятельности или профессии. В документе под «редакцией» мы понимаем каждого, потому как один человек – уже медиа. Этот документ не является законом или подзаконным актом и не может нести карательную функцию.
Документ «Базовые принципы медиа» - это своеобразный барометр этичности для тех, кто работает с информацией, тут чётко указано, где заканчиваются права одного человека и начинаются права другого.
На текущей неделе стартует серия открытых конференций в режиме онлайн по созданию Общественного комитета по саморегулированию медиа в Казахстане, где путём открытого голосования мы отберем девять кандидатов, которые будут рассматривать поступающие в комитет жалобы и обращения, связанные с соблюдением этических норм в СМИ.
Решение комитета будет носить рекомендательный характер, и мы уверены, что журналистская общественность склонна к саморегуляции. Так мы сможем вместе выстроить правильные взаимоотношения СМИ и общества, снизить количество исков в суд на журналистов и сделать информационное пространство профессиональнее.
Для справки
ОО «Казахстанская медиасеть» создана 1 февраля 2021 года.
11 соучредителей из разных регионов Казахстана - редакторы и журналисты известных медиа, преподаватели кафедр журналистики, специалисты коммуникационного сектора.
Мы делаем ставку на работу с молодёжью и тесно сотрудничаем с ведущими казахстанскими вузами, где работают кафедры журналистики.
За 2020 год мы провели более 30 открытых конференций и встреч с редакциями независимых медиа и коллективами кафедр журналистики трёх университетов страны: КазНУ им. аль-Фараби, Северо-Казахстанского университета им. С.Козыбаева и Атырауского университета им. Досмухамедова, КИМЕП, СДУ, а также Астраханского государственного университета (Россия), представителем студенчества СУАР КНР. На конференциях с нами делились опытом представители органов по саморегулированию России, Украины, Литвы, Грузии, Кыргызстана.
Мы в Instagram: @media.principles.kz
Салтанат БИСЕМБАЕВА,
журналист,
соучредитель ОО «Казахстанская медиасеть»
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.