Новые технологии библиотек – ко Дню города

Выпуск - №32-33(629-630)   :   22.08.2024
356

image

Долгое время библиотеки ассоциировались с учёбой, пожелтевшими страницами книг и, к сожалению, довольно скучным времяпровождением. Но стереотипы меняются, и библиотекари филиалов «Дорожный» и «Строительный» централизованной библиотечной системы города Костаная доказали, что библиотеки – это живые центры обучения, культуры и технологий.
К празднованию 145-летия Костаная на проспекте аль-Фараби, напротив областного краеведческого музея была оборудована палатка для читателей, где на столах были представлены книги и журналы в 3D и 4D-проекции, планшеты, смартфоны. 3D и 4D-книги – это книги с дополненной реальностью, способные дать толчок развитию интереса к чтению. Такие издания объединяют обычный текст с цифровым контентом и к тому же оживляют героев книг. Для получения «живой» картинки на смартфоны и планшеты были установлены специальные приложения. Читателям была предоставлена возможность поднести устройства к нужной странице и… изображения оживали. Объекты перемещались в пространстве и издавали звуки.
3D и 4 D-книги – это здорово! Вы их читаете, словно играете. В этих книгах объёмные иллюстрации создают иллюзию движения на каждой странице. Чтение превращается в интересную игру. Такие книги – не просто развлечение, это вид искусства. Изображения работают вместе с текстом, чтобы рассказать какую-то историю.
Вот подходят мамы с малышами. Их заинтересовали дикие животные. Дети любят такие книги, потому что они позволяют перенести на животных свои эмоциональные переживания. Малыши наводят смартфоны, и прямо из книги вдруг появляется воздушный шар, на котором они отправляются в тропический лес и знакомятся с динозаврами, или погружаются в морские глубины и их обитатели рассказывают им про океан. Эти книги развивают воображение и фантазию, отправляют в далёкие путешествия и миры, о которых мы, взрослые, уже даже не мечтаем.
У подростков возникло желание окунуться в мир научно-технических открытий и изобретений. Их заинтересовала 4D-энциклопедия «Техника», которая рассказывает о многочисленных устройствах и механизмах, без которых невозможно представить современный мир. Различные типы двигателей – от древних до новейших, бытовые приборы, рабочие инструменты, транспорт, военная техника и космические аппараты раскрываются на страницах этой энциклопедии.
Что удивительно, даже пожилых людей притягивала эта палатка. Вот бабушка заинтересовалась книгой в 3D-формате «Абай Кұнанбайұлы өлендері», где предложены замечательные картины времён года, с особым местным колоритом. На страницах книги оживали все солнечные прелести лета, холодные, снежные дни, осенние пастбища и весенняя зелень казахской степи.
У этой технологии хорошее будущее. Дополненная реальность – это шаг вперёд в мире современных технологий. И размышляя о будущем библиотек, хочу отметить, что эти учреждения продолжат играть ключевую роль в образовательной, культурной и социальной жизни общества. Учитывая богатое культурное и историческое наследие Казахстана, библиотеки могут стать центрами сохранения национальной идентичности и платформами для обмена знаниями и межкультурного диалога.

Татьяна РУДКОВСКАЯ,
ветеран библиотечного дела

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».