Школьный библиотекарь – это учитель и психолог, волшебник и сказочник, друг и советчик

Выпуск - №43(640)   :   30.10.2024
479

image image

Ирина Дроздова                                                                         Марина Кущ

Так получилось, что в октябре помимо Дня учителя я отметила ещё один свой профессиональный праздник – День библиотекаря (24 октября). В Костанае прошло чествование лучших библиотекарей, работающих в сфере культуры. Но в стороне от праздника остались школьные библиотекари.
Еще в июле 2023 года поднимался вопрос о присвоении статуса педагога школьным библиотекарям. В постановлении «Об утверждении типового штата работников государственных организаций образования» не предусмотрена должность «Педагог-библиотекарь». Из-за этого они не получают льготы и поддержку, предусмотренные законом о статусе учителей. Если библиотекарям из сферы культуры повысили заработную плату, то их коллеги, работающие в организациях образования не получили такой возможности. А школьные библиотекари заслуживают достойной оплаты их труда. Радует, что сами школьные библиотекари постоянно рассказывают о своей работе на страницах нашей газеты, в республиканских и местных СМИ, в социальных сетях.

6


В начале своей работы я обратилась за помощью к самым опытным школьным библиотекарям: Любови Трусовой из школы-гимназии, Ирине Дроздовой – школа-лицей, Марине Кущ, четыре года работающей в общеобразовательной школе №6. Каждая из них дала практические советы по организации работы в школьной библиотеке. И я, окунувшись в новую профессию, хочу рассказать о моих коллегах, ведь большинство из нас судят о работе школьного библиотекаря поверхностно, а в ней есть свои особенности и своя прелесть.
Все школьные библиотекари особенные люди. Они настоящий кладезь знаний, хранители таких сокровищ, о которых многие и не догадываются.  Все они искренне любят свою профессию.  Например, Ирина Дроздова имеет стаж работы 38 лет, из них 28 лет заведует библиотекой школы-лицея. Она живёт своей работой, растворяясь в ней. Ирина считает, что её профессия требует постоянного саморазвития и повышения квалификации. Ей в этом помогают обучающие профессиональные курсы, семинары, вебинары, мастер-классы по различным темам.

image


Ирина учится сама и активно делится своими знаниями и опытом работы. Она провела курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей Костанайской области и Камыстинского района, постоянно выступает перед своими коллегами из города.  Даёт мастер-классы на самые актуальные темы: «Работа библиотек в формате онлайн», «Продвижение библиотек в социальных сетях», «Гугл-сервисы в библиотечной работе», «Использование e-LearningApps в библиотечной работе и образовательном процессе».
Школьный библиотекарь не только выдаёт и принимает книги, учебники. Со своими читателями Ирина проводит громкие чтения, челленджи, литературные игры, вечера, встречи, викторины, оформляет книжные выставки и организует конкурсы чтецов. Учит школьников основам информационной культуры, создаёт виртуальные выставки, готовит информационные листы «Литературный календарь» и многое-многое другое. Только за последний учебный год в библиотеке школы-лицея проведено 178 мероприятий!
Сегодня профессия библиотекаря компьютеризирована. Ирина владеет программой «Библиотечное дело», грамотно находит информацию в электронном каталоге, создаёт не только текстовые документы, но и видеоролики, буктрейлеры, электронные презентации. Имеет персональный сайт библиотекаря, блог библиотекаря на Facebook. С 2022 года активно работает в Instagram, где информирует обо всех проведённых мероприятиях.

image


Рядом с ней работает Ольга Ивонина, начавшая трудовую деятельность в сельской библиотеке 43 года назад. В 1984 году она с мужем переехала в г. Лисаковск, устроилась в Центральную городскую библиотеку, где попробовала себя во всех её отделах. В 2020 году она пришла работать в школу-лицей.
- В школе с детьми имеешь личный контакт, они приходят с различными запросами, и мы стараемся им помочь. От работы в библиотеке получаю удовлетворение, так как вижу результат своего труда. А в другой профессии я себя даже не представляю, – говорит Ольга Павловна.
Ирина Николаевна и Ольга Павловна имеют специальное библиотечное образование. Обе получили первые знания по профессии в училище культуры, а затем заочно получили высшее образование по библиотечному делу. Ирина окончила Центрально-Азиатский университет в Алматы по специальности библиотековедение и библиография. Ольга – Челябинский институт культуры.
Для меня стало открытием, что в общеобразовательной школе №6 работает Заслуженный библиотекарь Казахстана! Марина Кущ мечтала работать в библиотеке с детства, когда впервые попала в книжное царство.
- С лёту поступила в культурно-просветительское училище Костаная на специальность «библиотекарь». Вступительные экзамены сдала на отлично, – рассказывает Марина Владимировна. – Училась хорошо, легко, сразу после окончания училища начала работать.
Её трудовой стаж 36 лет, 32 года проработала в Кайранкольской сельской библиотеке. Кстати, это одна из лучших сельских библиотек района Беимбета Майлина. За свой безупречный труд имеет благодарности акимов села и района, директора школы и руководителя Центральной библиотечной системы района. Неоднократно занимала первые места в конкурсах и соревнованиях среди сельских библиотекарей. В период работы в Кайранколе у неё была высшая категория уровня образованности. Награждена медалью «Қазақстан Тәуелсіздігіне 25 жыл». В 2023 году она приняла участие в конкурсе, организованном республиканским институтом развития образования, в котором заняла 1 место. Ей вручили грамоту и медаль «Заслуженный библиотекарь Казахстана». Марина также имеет свой канал на YouTube и рассказывает о новостях библиотечной жизни в Инстаграм школы. Только за четыре года работы в школе №6 Марина Владимировна опубликовала более 30 методических разработок в электронных СМИ и педагогических порталах.
А сколько интересных мероприятий она провела и проводит со своими читателями! Библиотекарь проводит те игры, которые нравятся ребятам и взрослым: «Детектив-шоу», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», «Эрудит», все игры, конкурсы, соревнования интерактивные. Марина считает библиотеку своим вторым домом, каждый день идёт на работу с хорошим настроением. Старается создать порядок, комфорт и уют в библиотеке.

image


Считает, что обязательны чистота и порядок в книжном и учебном фондах, в документации. А документов у библиотекарей много: план работы на год, план работы по месяцам, план-отчёт, план работы актива, ежедневный дневник библиотекаря, акты приёма учебников и книг, акты списания использованных книг и учебников, публикации в социальных сетях.
Но для всех моих коллег главным является работа с читателями, с разновозрастными учениками, педагогами, родителями. Тогда библиотекарь становится учителем и психологом, волшебником и сказочником, другом и советчиком, консультантом и экзаменатором…   
Труд моих новых коллег высоко оценен на республиканском, областном и городском уровнях. Ирина Дроздова и Маргарита Цокареева из общеобразовательной школы №4 в день библиотекаря получили сертификаты, подтверждающие, что они включены в сборник «Лучшая библиотека организации образования РК», «Лучший библиотекарь образования РК» республиканского научно-познавательного культурного журнала «Библиотеки Казахстана», а опыт их работы будет распространяться в республиканском масштабе. Им вручены благодарственные письма за то, что они щедро делятся своим опытом.
Вот такие творческие, интересные, бескорыстные и неравнодушные, скромные и с чувством юмора люди работают в наших школьных библиотеках. Каждую из них и их коллег из других школ можно считать педагогами, потому что они тесно работают с детьми, прививают им любовь к книге и чтению. А мы знаем, что будущее за теми, кто читает.

Мария БАЯХМЕТОВА,
ОШ имени Абая, г. Лисаковск

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4