Школьный библиотекарь – это учитель и психолог, волшебник и сказочник, друг и советчик

Выпуск - №43(640)   :   30.10.2024
317

image image

Ирина Дроздова                                                                         Марина Кущ

Так получилось, что в октябре помимо Дня учителя я отметила ещё один свой профессиональный праздник – День библиотекаря (24 октября). В Костанае прошло чествование лучших библиотекарей, работающих в сфере культуры. Но в стороне от праздника остались школьные библиотекари.
Еще в июле 2023 года поднимался вопрос о присвоении статуса педагога школьным библиотекарям. В постановлении «Об утверждении типового штата работников государственных организаций образования» не предусмотрена должность «Педагог-библиотекарь». Из-за этого они не получают льготы и поддержку, предусмотренные законом о статусе учителей. Если библиотекарям из сферы культуры повысили заработную плату, то их коллеги, работающие в организациях образования не получили такой возможности. А школьные библиотекари заслуживают достойной оплаты их труда. Радует, что сами школьные библиотекари постоянно рассказывают о своей работе на страницах нашей газеты, в республиканских и местных СМИ, в социальных сетях.

6


В начале своей работы я обратилась за помощью к самым опытным школьным библиотекарям: Любови Трусовой из школы-гимназии, Ирине Дроздовой – школа-лицей, Марине Кущ, четыре года работающей в общеобразовательной школе №6. Каждая из них дала практические советы по организации работы в школьной библиотеке. И я, окунувшись в новую профессию, хочу рассказать о моих коллегах, ведь большинство из нас судят о работе школьного библиотекаря поверхностно, а в ней есть свои особенности и своя прелесть.
Все школьные библиотекари особенные люди. Они настоящий кладезь знаний, хранители таких сокровищ, о которых многие и не догадываются.  Все они искренне любят свою профессию.  Например, Ирина Дроздова имеет стаж работы 38 лет, из них 28 лет заведует библиотекой школы-лицея. Она живёт своей работой, растворяясь в ней. Ирина считает, что её профессия требует постоянного саморазвития и повышения квалификации. Ей в этом помогают обучающие профессиональные курсы, семинары, вебинары, мастер-классы по различным темам.

image


Ирина учится сама и активно делится своими знаниями и опытом работы. Она провела курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей Костанайской области и Камыстинского района, постоянно выступает перед своими коллегами из города.  Даёт мастер-классы на самые актуальные темы: «Работа библиотек в формате онлайн», «Продвижение библиотек в социальных сетях», «Гугл-сервисы в библиотечной работе», «Использование e-LearningApps в библиотечной работе и образовательном процессе».
Школьный библиотекарь не только выдаёт и принимает книги, учебники. Со своими читателями Ирина проводит громкие чтения, челленджи, литературные игры, вечера, встречи, викторины, оформляет книжные выставки и организует конкурсы чтецов. Учит школьников основам информационной культуры, создаёт виртуальные выставки, готовит информационные листы «Литературный календарь» и многое-многое другое. Только за последний учебный год в библиотеке школы-лицея проведено 178 мероприятий!
Сегодня профессия библиотекаря компьютеризирована. Ирина владеет программой «Библиотечное дело», грамотно находит информацию в электронном каталоге, создаёт не только текстовые документы, но и видеоролики, буктрейлеры, электронные презентации. Имеет персональный сайт библиотекаря, блог библиотекаря на Facebook. С 2022 года активно работает в Instagram, где информирует обо всех проведённых мероприятиях.

image


Рядом с ней работает Ольга Ивонина, начавшая трудовую деятельность в сельской библиотеке 43 года назад. В 1984 году она с мужем переехала в г. Лисаковск, устроилась в Центральную городскую библиотеку, где попробовала себя во всех её отделах. В 2020 году она пришла работать в школу-лицей.
- В школе с детьми имеешь личный контакт, они приходят с различными запросами, и мы стараемся им помочь. От работы в библиотеке получаю удовлетворение, так как вижу результат своего труда. А в другой профессии я себя даже не представляю, – говорит Ольга Павловна.
Ирина Николаевна и Ольга Павловна имеют специальное библиотечное образование. Обе получили первые знания по профессии в училище культуры, а затем заочно получили высшее образование по библиотечному делу. Ирина окончила Центрально-Азиатский университет в Алматы по специальности библиотековедение и библиография. Ольга – Челябинский институт культуры.
Для меня стало открытием, что в общеобразовательной школе №6 работает Заслуженный библиотекарь Казахстана! Марина Кущ мечтала работать в библиотеке с детства, когда впервые попала в книжное царство.
- С лёту поступила в культурно-просветительское училище Костаная на специальность «библиотекарь». Вступительные экзамены сдала на отлично, – рассказывает Марина Владимировна. – Училась хорошо, легко, сразу после окончания училища начала работать.
Её трудовой стаж 36 лет, 32 года проработала в Кайранкольской сельской библиотеке. Кстати, это одна из лучших сельских библиотек района Беимбета Майлина. За свой безупречный труд имеет благодарности акимов села и района, директора школы и руководителя Центральной библиотечной системы района. Неоднократно занимала первые места в конкурсах и соревнованиях среди сельских библиотекарей. В период работы в Кайранколе у неё была высшая категория уровня образованности. Награждена медалью «Қазақстан Тәуелсіздігіне 25 жыл». В 2023 году она приняла участие в конкурсе, организованном республиканским институтом развития образования, в котором заняла 1 место. Ей вручили грамоту и медаль «Заслуженный библиотекарь Казахстана». Марина также имеет свой канал на YouTube и рассказывает о новостях библиотечной жизни в Инстаграм школы. Только за четыре года работы в школе №6 Марина Владимировна опубликовала более 30 методических разработок в электронных СМИ и педагогических порталах.
А сколько интересных мероприятий она провела и проводит со своими читателями! Библиотекарь проводит те игры, которые нравятся ребятам и взрослым: «Детектив-шоу», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?», «Эрудит», все игры, конкурсы, соревнования интерактивные. Марина считает библиотеку своим вторым домом, каждый день идёт на работу с хорошим настроением. Старается создать порядок, комфорт и уют в библиотеке.

image


Считает, что обязательны чистота и порядок в книжном и учебном фондах, в документации. А документов у библиотекарей много: план работы на год, план работы по месяцам, план-отчёт, план работы актива, ежедневный дневник библиотекаря, акты приёма учебников и книг, акты списания использованных книг и учебников, публикации в социальных сетях.
Но для всех моих коллег главным является работа с читателями, с разновозрастными учениками, педагогами, родителями. Тогда библиотекарь становится учителем и психологом, волшебником и сказочником, другом и советчиком, консультантом и экзаменатором…   
Труд моих новых коллег высоко оценен на республиканском, областном и городском уровнях. Ирина Дроздова и Маргарита Цокареева из общеобразовательной школы №4 в день библиотекаря получили сертификаты, подтверждающие, что они включены в сборник «Лучшая библиотека организации образования РК», «Лучший библиотекарь образования РК» республиканского научно-познавательного культурного журнала «Библиотеки Казахстана», а опыт их работы будет распространяться в республиканском масштабе. Им вручены благодарственные письма за то, что они щедро делятся своим опытом.
Вот такие творческие, интересные, бескорыстные и неравнодушные, скромные и с чувством юмора люди работают в наших школьных библиотеках. Каждую из них и их коллег из других школ можно считать педагогами, потому что они тесно работают с детьми, прививают им любовь к книге и чтению. А мы знаем, что будущее за теми, кто читает.

Мария БАЯХМЕТОВА,
ОШ имени Абая, г. Лисаковск

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.