«Мусор нельзя разбрасывать, потому что природу нужно беречь!». «Да, и ещё из мусора можно делать разные красивые поделки!». Слушаю диалог моих учениц-первогодок и улыбаюсь – они знают о том, что многие вещи могут обрести вторую жизнь. А ещё они знают и понимают, что нужно беречь мир, в котором мы все живём…
На занятиях и при проведении внеклассных мероприятий мы напоминаем детям о правильном отношении к окружающей среде, необходимости заботиться о природе и ее обитателях. Формируя у детей экологическую культуру через применение бросового материала, мы решаем одновременно несколько задач: формируем общую культуру, способствуем развитию социальных, нравственных, интеллектуальных и других важных качеств, экологическое сознание и интерес к экологической деятельности. Применение бросового материала в творчестве – возможность развиваться, создавать новое, видеть мир по-новому. Изготовление различных изделий из бросового материала – один из видов деятельности ребёнка, который вдохновляет, увлекает, вызывает положительные эмоции.
Использование бросового материала способствует развитию образного мышления у детей в процессе творчества, проявлению эмоциональных впечатлений об окружающем мире, формированию представлений о разных формах существования в нём. Применяя в работе бросовый материал, дети не только развивают своё воображение, внимание, мышление, они осознают, что делают доброе дело для природы, учатся бережно относиться к ней.
Работая с различными материалами, дети больше узнают о них, их свойствах, областях применения, многообразии форм и структур. Бросовый материал позволяет детям проявить воображение и использовать его более разнообразно. Этот материал доступен, имеется в каждом доме. Применение его в творчестве учит бережному отношению и к природе и к используемым материалам, к труду других людей.
Программой моего кружка предусмотрено обучение изготовлению поделок из бросового материала с учётом возрастных особенностей детей, их интересов, потребностей и способностей. Для работы используем самый разнообразный материал: пластиковые и пластмассовые бутылки, банки, картонные коробки, втулки от скотча и бумажных полотенец, лампочки и настенные часы, обрезки различных материалов (фоамирана, фетра, кожи, ткани, обоев, потолочной плитки, мебельного ламината и т. д.) Благодаря творческому подходу все эти и многие другие ненужные предметы обретают новую жизнь.
Особенно актуально использование бросового материала при изготовлении праздничных подарков: корпус настенных часов, крышка от пластмассового ведёрка или коробка от конфет превращаются в рамку для картины, бутылка из-под моющего средства – в вазу, подставку или салфетницу, корпус от клея-карандаша, неисправная лампочка, упаковочный материал, обёртки от конфет, даже тюбики от зубной пасты и флаконы от дезодорантов становятся ёлочными игрушками («конфетой», «снеговиком», любым сказочным персонажем) и гирляндами. Популярны игрушки-подставки, выполненные из больших пластмассовых флаконов от моющих средств.
Такие поделки не только становятся результатом практической деятельности детей на занятиях кружка, они ещё участвуют в конкурсах детского творчества разных уровней, занимают призовые места. Применение бросового материала в творчестве учит детей создавать что-то новое, находить нестандартные решения, видеть необычное в простых предметах. Так мы учим своих кружковцев бережливости, поддерживаем стремление создавать, а не разрушать, сохранять природу и делать мир чище и красивее. От того, как мы это сделаем, какие качества сформируем у детей, поможем понять и усвоить главные ценности, на самом деле будет зависеть будущее нашей планеты…
- Только не из мусора, девочки, – подсказываю своим ученицам, – а из тех вещей, которые могли бы быть мусором, а благодаря вам и вашим друзьям стали красивыми поделками-подарками близким или украсили чей-то дом.
- Да! – в один голос соглашаются девчонки и радостно смеются.
Лилия ГУЛАКОВА,
педагог дополнительного образования ДДЮТ, Мендыкаринский район
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.