Используя старое, видим мир по-новому

Выпуск - №18(566)   :   16.05.2023
338

«Мусор нельзя разбрасывать, потому что природу нужно беречь!». «Да, и ещё из мусора можно делать разные красивые поделки!». Слушаю диалог моих учениц-первогодок и улыбаюсь – они знают о том, что многие вещи могут обрести вторую жизнь. А ещё они знают и понимают, что нужно беречь мир, в котором мы все живём… 

На занятиях и при проведении внеклассных мероприятий мы напоминаем детям о правильном отношении к окружающей среде, необходимости заботиться о природе и ее обитателях. Формируя у детей экологическую культуру через применение бросового материала, мы решаем одновременно несколько задач: формируем общую культуру, способствуем развитию социальных, нравственных, интеллектуальных и других важных качеств, экологическое сознание и интерес к экологической деятельности. Применение бросового материала в творчестве – возможность развиваться, создавать новое, видеть мир по-новому. Изготовление различных изделий из бросового материала – один из видов деятельности ребёнка, который вдохновляет, увлекает, вызывает положительные эмоции.

Использование бросового материала способствует развитию образного мышления у детей в процессе творчества, проявлению эмоциональных впечатлений об окружающем мире, формированию представлений о разных формах существования в нём. Применяя в работе бросовый материал, дети не только развивают своё воображение, внимание, мышление, они осознают, что делают доброе дело для природы, учатся бережно относиться к ней. 
Работая с различными материалами, дети больше узнают о них, их свойствах, областях применения, многообразии форм и структур. Бросовый материал позволяет детям проявить воображение и использовать его более разнообразно. Этот материал доступен, имеется в каждом доме. Применение его в творчестве учит бережному отношению и к природе и к используемым материалам, к труду других людей. 

Программой моего кружка предусмотрено обучение изготовлению поделок из бросового материала с учётом возрастных особенностей детей, их интересов, потребностей и способностей. Для работы используем самый разнообразный материал: пластиковые и пластмассовые бутылки, банки, картонные коробки, втулки от скотча и бумажных полотенец, лампочки и настенные часы, обрезки различных материалов (фоамирана, фетра, кожи, ткани, обоев, потолочной плитки, мебельного ламината и т. д.) Благодаря творческому подходу все эти и многие другие ненужные предметы обретают новую жизнь. 

Особенно актуально использование бросового материала при изготовлении праздничных подарков: корпус настенных часов, крышка от пластмассового ведёрка или коробка от конфет превращаются в рамку для картины, бутылка из-под моющего средства – в вазу, подставку или салфетницу, корпус от клея-карандаша, неисправная лампочка, упаковочный материал, обёртки от конфет, даже тюбики от зубной пасты и флаконы от дезодорантов становятся ёлочными игрушками («конфетой», «снеговиком», любым сказочным персонажем) и гирляндами. Популярны игрушки-подставки, выполненные из больших пластмассовых флаконов от моющих средств. 

Такие поделки не только становятся результатом практической деятельности детей на занятиях кружка, они ещё участвуют в конкурсах детского творчества разных уровней, занимают призовые места. Применение бросового материала в творчестве учит детей создавать что-то новое, находить нестандартные решения, видеть необычное в простых предметах. Так мы учим своих кружковцев бережливости, поддерживаем стремление создавать, а не разрушать, сохранять природу и делать мир чище и красивее. От того, как мы это сделаем, какие качества сформируем у детей, поможем понять и усвоить главные ценности, на самом деле будет зависеть будущее нашей планеты…

- Только не из мусора, девочки, – подсказываю своим ученицам, – а из тех вещей, которые могли бы быть мусором, а благодаря вам и вашим друзьям стали красивыми поделками-подарками близким или украсили чей-то дом.
- Да! – в один голос соглашаются девчонки и радостно смеются. 

Лилия ГУЛАКОВА,
педагог дополнительного образования ДДЮТ, Мендыкаринский район

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».