Радио как фактор развития интеллектуальных и коммуникативных способностей школьников

Выпуск - №11(407)   :   13.03.2020
347

Несмотря на то, что в современном обществе стремительно возрастает роль различных компьютерных технологий, радиовещание всё же остаётся инструментом информирования, развлечения, носит познавательный характер, эмоционально и психологически воздействует на формирование личности. 

А так как всё это полностью совпадает с задачами образования, то именно школьная радиостанция является одной из эффективных и универсальных форм для формирования интеллектуальных и коммуникативных способностей учеников. Каждый из них сможет реализовать на радио свои творческие и интеллектуальные способности, свои личностные и коммуникативные качества, что способствует ещё и социализации. 

В костанайской школе №8 уже два года под моим руководством работает радиостанция «Восьмая Вселенная». Этот проект помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей, сплачивает школьников разного возраста. 

Тематика радиопередач у «Восьмой Вселенной» весьма разнообразна: учебная, информационная, праздничная, музыкальная, юмористическая. Мы разрабатываем наиболее актуальные направления: оздоровительное, гуманитарное, художественно-эстетическое, гражданско–патриотическое.

Так как каждую тему радиопередачи необходимо облечь в интересную форму, то это предполагает работу по составлению и написанию сценария. Уникальный опыт ответственности за общее дело при наличии индивидуальной ответственности за свой участок развивает такие важные личностные качества ребят, как коммуникабельность, эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, повышает их интеллектуальный уровень. 

Анастасия Петрова и Жандос Сактапберген

Проект «Школьное радио «Восьмая вселенная» работает совместно со школьным сайтом, куда еженедельно поступает новая информация о всём новом и интересном, что происходит в школе и в городе. Деятельность проекта «Восьмая Вселенная» происходит, опираясь на основные направления, закреплённые в педагогике: образовательное, информационное, воспитательное и коммуникативное. Как же это реализуется на практике?

Так как подготовка радиопрограмм требует вовлечения детей в различные формы деятельности, то ученики получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, диктора, звукооператора. В связи с этим дети обучаются современным технологиям, возрастает их мотивация к получению новых знаний и умений. Кроме того, школьное радио используется в процессе преподавания дисциплин, как основных, так и дополнительных. Перед учениками открывается множество рубрик, сообщающих новые сведения в доступной и познавательной форме. Всё это позволяет повысить культурный и общеобразовательный уровень ребят, их интеллект. Как следствие – повышается результативность всего учебного процесса. 

Юные операторы М.Тельманова и М.Умарова готовят новую пердачу

Школьное радио – самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы и даже города. Детям нравится быть в гуще событий, первыми донести новости до своих товарищей. Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися на базе школьной радиостанции позволяет с пользой занять их свободное время, увлечь коллективным и интересным делом, развивать толерантность, умение слушать друг друга, научить подавать любую информацию заинтересованно, внося в сообщение свое личное отношение. 

Совместное решение вопросов при составлении репортажей и во время трансляции, общение со сверстниками и слушателями способствуют развитию коммуникативных качеств школьников. В процессе работы над выпуском ребята имеют возможность общаться с приглашёнными гостями и интересными людьми разных профессий и разного возраста. Таким образом, школьное радио участвует сразу в нескольких важнейших процессах интеллектуального и коммуникативного развития подрастающего поколения.

 Для того чтобы детям было интересно работать на радио, необходимо обсудить с ними в самом начале рубрики радиопередач и закрепить ответственных за них. Всё это должно быть организовано, опираясь на интересы ребят разных возрастов. Ведь при подготовке передачи им придется покопаться в дополнительной литературе и сделать собственные умозаключения. Только тогда радиопередача получится интересной и познавательной. 

Традиционные рубрики на «Восьмой Вселенной»: «Открытый микрофон», «В мире прекрасного», «Жить здорово», «Календарь знаменательных дат», «Классные новости», «Это интересно». В течение учебного года члены редакции берут интервью у участников интересных экскурсий, победителей конкурсов, олимпиад и соревнований. Иногда школьники делятся впечатлениями о посещённых ими спектаклях, выставках, концертах, анонсируют интересные культурные мероприятия, особенно те, в которых собираются сами принимать участие. Юные поэты читают свои стихотворения. В школе проводятся «Недели предмета», во время которых на радио выходят соответствующие программы. 

В дни больших праздников каждый член школьного коллектива в прямом эфире может поздравить друзей, педагогов, передать привет. Ребята тщательно готовят своё выступление, используют дополнительный материал, следят за дикцией. Это влияет на развитие их интеллекта и расширяет кругозор. 

Воспитание эстетического вкуса школьников тоже немаловажная задача. Когда на переменах из радиорубки звучит музыка, ребята и танцуют, и поют, получая отличную разрядку, привыкая слушать разную музыку и уважать чужой вкус.

Но, конечно, особое место на школьном радио занимает «Информационная служба». В это время идет отбор главного, первостепенного, а это тоже требует знания обстановки, умения анализировать, быстро, чётко и интересно составить текст и грамотно передать слушателям. Наверное, именно эта работа требует слаженности коллектива и умения доверять друг другу.

Важно также помнить, что радио – это мотивационный инструмент для повышения качества обучения, развития интеллектуальных способностей детей. Поэтому во время проведения предметных декад и внеклассных мероприятий по радио транслируются аудиоматериалы, расширяя познания учеников в той или иной области.

Но, наверное, наибольший интерес всё же вызывает рубрика «Открытый микрофон». Ребята делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями. Иногда они по радио могут сказать то, о чём не решаются сказать в повседневной беседе. Естественно, тут должен быть строгий контроль за лексикой. Перед выступлением редакторы стараются объяснить выступающему, что нужно уважать не только своё мнение, но и чужое, что необходимо высказывать свои мысли в корректной форме, что нужно следить за грамотностью своей речи. 

Работа в команде «Восьмая Вселенная» служит мощным стимулом для развития: улучшаются грамотность, культура и выразительность речи, растут интеллектуальные способности школьников, нарабатывается навык анализа текста и выбора главного в нём, развивается общая эрудиция, совершенствуются такие личностные качества как коммуникабельность, дисциплина и ответственность за порученное дело. Всеми этими качествами обладает наша основная дикторская команда: Анастасия Петрова и Жандос Сактапберген. Также в этой роли попробовали себя талантливые ребята с 5 по 11 класс, которые с большой радостью принимали приглашение и всегда старательно готовили своё выступление. 

Практика работы показывает: если работа по созданию школьной радиостанции грамотно спланирована и хорошо организована, если приобретена необходимая техника, то школьное радио может стать надёжным помощником педагогического коллектива в воспитании и обучении детей, визитной карточкой школы. 

Радио – это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей, сплачивает коллектив в единое целое.

Татьяна ЧЕСОВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы СШ №8, г. Костанай

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.