Территория счастливого детства: итоги Года детей в дополнительном образовании

Выпуск - №48(545)   :   07.12.2022
526

Занятие любимым делом – важный стимул развития для любого ребёнка. Вовремя заметить и направить его – значит дать путёвку в жизнь. Именно поэтому дополнительное образование жизненно необходимо детям. 

 Именно дети на протяжении всего года были центром особого внимания

Специальные навыки и полученные знания способны сформировать личность будущего профессионала, достаточно лишь поддерживать и верить в него больше, чем он сам. В Костанайской области всегда велась активная работа по активизации детей к дополнительному образованию, а в 2022 году, объявленном Президентом Годом детей, она приобрела новый оттенок. В этой статье я расскажу о том, как дополнительное образование развивается и живёт, чем запомнились разнообразные мероприятия, проводимые в рамках Года детей.

Популярность дополнительного образования год от года неуклонно растёт, об этом красноречиво говорит статистика: в этом учебном году охват дополнительным образованием в Костанайской области 37185 детей, что составляет 33,3% от общего контингента школьников. Дети занимаются спортом, участвуют в творческих кружках, развиваются технически и интеллектуально. Между тем, невероятно активным стало театральное движение среди детей в рамках республиканского проекта «Дети и театр», ребятам представилась возможность посещать различные театральные постановки. Новый виток приобрело дебатное движение, в школах всего региона активно развивается военно-патриотическое направление, открываются и пополняются музеи различных направлений, процветает техническое моделирование и робототехника. 

Наблюдая неподдельный интерес и рост спроса на кружки этих направленностей, Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования старается поддерживать ребят, что называется по максимуму. Во-первых, в этом году было огромное количество творческих и интеллектуальных конкурсов с внушительными призовыми фондами. Во-вторых, с помощью поддержки спонсоров удалось реализовать общественно-значимые проекты, например, была расширена сеть специальных организаций путём открытия 10 кабинетов поддержки инклюзии в двух городах и шести регионах области.

В этом учебном году охват дополнительным образованием в Костанайской области более 37 тысяч детей


Все равны!
Очень важный аспект в многогранной работе, посвященной Году детей – улучшение качества инклюзивного образования. К примеру, в Костанайской области в системе дошкольного воспитания и обучения коррекционную поддержку в рамках инклюзивного и специального образования в 188 учреждениях получают 489 воспитанников с особыми образовательными потребностями, в дополнительном образовании инклюзивным обучением охвачено более 200 детей. Впервые в этом году для реализации прав на летний отдых детей, обучающихся на дому, управлением образования инициирован государственный социальный заказ на сумму 12 млн тенге. В этом году инклюзивное образование стало ещё более доступным и качественным.

Так, с сентября этого года в Житикаринском районе осуществляет свою работу социальный проект «Шығармашылықпен өмір сүру». Цель проекта – внедрение активных форм работы, позволяющих организовать содержательный досуг и развитие детей с инвалидностью. В рамках проекта будет проведено 18 творческих занятий, итогом работы будет организация выставки творческих работ детей с инвалидностью (июнь 2023 г.). Проект «Шығармашылықпен өмір сүру» стал важным звеном многолетнего сотрудничества житикаринского Дома детского творчества и отделения дневного пребывания детей с инвалидностью.

В Доме творчества детей и юношества Сарыкольского района в программу инклюзивного обучения включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из бумаги, лепка из солёного теста, поделки из природного материала, из бумаги и ниток. Дом творчества тесно сотрудничает с кабинетом психолого-педагогической коррекции, проводятся совместные мастер-классы.

В Детской школе искусств Житикаринского района дети обучаются игре на музыкальных инструментах, что способствует развитию мелкой моторики рук, в процессе обучения укрепляется мышечная ткань, т. к. музыкальный инструмент является своеобразным тренажёром. В классе учитель работает по методу индивидуального подхода к каждому ребёнку, благодаря чему занятия проводятся по мере усвоения материала, используется приём частого повторения, пока действие не станет автоматическим. Одновременно идёт работа мышц и мелких суставов, что имеет лечебное значение. Неоднократные повторения вселяют уверенность в собственных силах, укрепляют самооценку и развивают мелкую моторику детей.

В Доме детского и юношеского творчества Мендыкаринского района в кружках социально-педагогической и декоративно-прикладной направленности занимаются 10 воспитанников. За период посещения у ребят имеются положительные результаты по итогам участия в конкурсах различного уровня. 

В Школе технического творчества города Костаная обучаются пять ребят с особыми образовательными потребностями. Детей с задержкой психического развития педагоги привлекают к участию в больших масштабных проектах школы, а проектная технология в свою очередь становится наряду с игровой наиболее используемой. 

Как психолог, могу сказать, что социализация и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе не становятся менее актуальными, их злободневность только возрастает. И приоритетной задачей сегодняшнего дня в инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации и интеграции в общество лиц с особенностями психофизического развития, к созданию целостной системы психолого-педагогического сопровождения. 

Участницы проекта Школа глазами детей -ученицы ОШ №6 г. Лисаковска с сертификатом на 3 млн тенге

Стремление к стимулу
В деле воспитания детей очень важно стимулировать труд ребёнка, то есть правильно его мотивировать. Это нужно любому человеку, даже маленькому. Любые идеи, стремления должны находить отклик в лицах старших наставников, будь то родитель, учитель или просто старший товарищ. Ведь если поставлены цели, а результат очень заманчивый, невольно хочешь достигнуть его и получить заветную награду. 

Так, в мае 2022 года наш центр провёл областной конкурс «Школа глазами детей» в рамках мероприятий, посвящённых Году детей. В конкурсе принимали участие организации среднего образования, победители городских, районных этапов конкурса из 17 регионов области. По условиям, социальный проект должен быть реализован на территории одной школы, направлен на улучшение объектов инфраструктуры школьной среды, сумма проекта не должна превышать три млн тенге. Лучшими стали три проекта: «Парк» (развитие инфраструктуры) ОШ им. А.Нурманова Джангельдинского района, коворкинг-зона «Demalys-Time» (комплексный социально-культурный проект) ОШ №6 г. Лисаковска, проект «Покорение высоты» (спортивно-туристское) Первомайской ОШ Мендыкаринского района.

На сегодняшний день все проекты победителей воплощены в жизнь и уже функционируют. Реализация проектов дала возможность лидерам детского школьного самоуправления проявить свои способности: ребята разрабатывали проект, делали расчёты, продумывали дизайн, реализовывали. Их мечты об улучшении школьного пространства полностью сбылись!

В День города Костаная дети стали центром притяжения. На центральной площади при акимате области открылся областной баттл «Just Dance-2022», организованный нашим центром. Участниками финального баттла были танцевальные коллективы общеобразовательных школ, ТиПО и организаций дополнительного образования Костаная, Рудного, Тобыла, Костанайского района. В итоге четыре команды-победительницы мастеров уличного танца получили денежные призы на дальнейшее развитие своих коллективов.

С начала года в Костанае завершено строительство Ледового дворца на 2500 мест и бассейна олимпийского класса на 300 мест. Сейчас для мотивации детей и их заинтересованности в научной деятельности в Костанае ведётся строительство Смарт-центра на 1300 мест, сдача которого намечена в 2023 году. Его деятельность будет направлена на развитие инновационных кружков: кабинеты аквапоники и гидропоники, агролаборатория, химико-техническая и физико-техническая лаборатории, кружок возобновляемых источников энергии (научно-биологическое направление), начальное техническое моделирование, компьютерные классы 3D-печати, 3D-моделирования и 3D-сканирования, кружок авиамоделирования, компьютерный класс программирования, классы инженерии и робототехники, игротека, кружок виртуальной реальности, кружок программирования радио SDR (IT-направление), гончарного дела, ландшафтного дизайна, классы видео- и фотомонтажа, актёрского мастерства, режиссёрского искусства (художественно-эстетическое направление), а также студии ИЗО, вокала, языковые кружки. В Смарт-центре будет зрительный зал на 300 мест. 

Вся эта работа направлена на привлечение детей к дополнительному образованию и нацелена на мотивацию их высоких результатов, которых в таких условиях будет легче добиться. 

 Воспитанники художественной школы им. А.Никифорова неизменно принимали участие в важных городских событиях

На одной волне
Быть не просто рядом с детьми, а быть вместе. В нашей области – это одна из ключевых идей дополнительного образования: пожелания детей и их предложения всегда находят отклик в наших сердцах и делах. К примеру, в апреле прошёл необычный дебатный турнир, о котором до сих пор вспоминают с теплом. По многочисленным просьбам родительской общественности мы провели областной дружеский дебатный турнир между родителями, учениками и педагогами на тему «Школа – родители – дети вместе с независимым Казахстаном!», посвященный Году детей. Этим турниром мы хотели объединить поколения, создать единое позитивное пространство, формирующее у школьников способность творчески и критически мыслить.

К трибунам вышли родители, чьё детство тоже когда-то сопровождалось играми в дебаты, но были и те, кто впервые решил опробовать свои силы. Было интересно наблюдать, как раскрывались игроки, как каждая последующая игра придавала им уверенности и сил в аналитике и подборе аргументов. По словам родителей, было страшно, в победу не верили, но посоревноваться с собственными детьми и их педагогами всё же было интересно. С самого начала команда родителей была убедительна в своих выступлениях, но борьба за первое место продолжалась до самого последнего аргумента. 

А воспитанники художественной школы им. А.Никифорова г. Костаная весь год были задействованы в интереснейших мероприятиях городского уровня. В апреле состоялось одно из ярких событий не только для школы, но и города – областная выставка работ учащихся и педагогов школы в Областной картинной галерее «Дети рисуют мир». На выставке было представлено около 130 работ учеников 9-16 лет в различных видах изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное творчество. Основу экспозиции составили дипломные работы выпускников: пейзажи родного края, традиции казахского народа, портреты выдающихся просветителей, казахские легенды и даже освоение космоса. Зрители отметили высокий уровень работ и глубину передачи образов.

Елена ПЕТРЕНКО,
директор Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования, кандидат педагогических наук, PhD

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.