Пластилинография – это техника создания изображений при помощи пластилина, которая сочетает в себе элементы лепки и живописи. В отличие от традиционной лепки объёмных фигур, пластинография позволяет «рисовать» пластилином на плоскости, придавая картинам объём и фактуру.
Эта техника прекрасно развивает мелкую моторику, воображение и художественный вкус, особенно у детей. Один из примеров работы в технике пластинографии – панно «Ромашковое поле». На фоне голубого неба и зелёной травы расцветают белоснежные ромашки с жёлтыми сердцевинами. Для создания цветков используются тонкие лепешки белого пластилина, аккуратно разложенные в форме лепестков, а середина делается из жёлтого шарика, слегка вдавленного в фон. Травинки и стебли выполняются штриховыми движениями, что придаёт композиции живость и естественность. Панно не только красиво, но и передаёт настроение летнего поля, наполненного солнечным светом.
Ещё одной яркой работой является «Воздушный шар». Из разноцветных кусочков пластилина создаётся изображение большого шара, плывущего по небу. Каждый фрагмент шара может быть выполнен в виде маленьких пластилиновых полос или круглых элементов, создающих мозаику. Корзина под шаром моделируется из коричневого пластилина, а верёвки – из тонких вытянутых жгутиков. Фон – это небо с облаками, выполненными белыми завитками и голубыми переливами. Такая работа учит детей сочетать цвета и придаёт образу динамику.
Работа с детьми в технике пластинографии проходила в несколько этапов. Сначала мы провели небольшую беседу, рассказав детям, что такое пластинография и показала им готовые примеры. Дети с интересом рассматривали изображения, задавали вопросы, делились своими идеями.
Мы начали с выполнения фона: небо, трава, облака. Было показано, как размазывать пластилин тонким слоем, чтобы получить ровную поверхность. Затем мы перешли к созданию деталей. Во время работы дети проявляли творчество, подбирали оттенки, предлагали идеи, например, добавить солнышко или птиц. Я поощряла их инициативу, направляла, помогая при необходимости. Завершив работу, мы устроили мини-выставку.
Пластинография – доступный и увлекательный вид творчества, который можно реализовать даже с самыми младшими детьми. Работы в этой технике получаются яркими, необычными и очень фактурными. Панно «Ромашковое поле» и «Воздушный шар» – прекрасные примеры того, как с помощью пластилина можно передать настроение, сезон и целую историю.
Ольга ПРОСКУРНИКОВА,
руководитель творческого кружка
«Мастерская добрых дел» Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.