Недавно довелось побывать в одном из музеев Екатеринбурга, где зацепилась взглядом за выставку документов, свидетельствующих об особенностях образования конца XIX – начала XX века. Думаю, и нашим читателям будет любопытно с ними ознакомиться.
Сын крестьянина Владимир Лукошкин в 1896 году окончил семь классов Екатерибургского реального училища почти отличником по многим дисциплинам и получило право на высшее образование
Расписание уроков ученика реального училища
На этом снимке – расписание уроков 3 «А» класса Алексеевского реального училища г. Екатеринбурга (1913 г.). Обращает на себя внимание то, как много уделялось внимания иностранным языкам: немецкий и французский изучались в том же объёме, что и русский язык. И это всего лишь третий класс (обучение в реальных училищах длилось семь лет). Неудивительно, что многие образованные люди того времени довольно неплохо владели, как сейчас бы сказали, полиязычием.
Ученики реального училища, начало XX века
Реальные училища как государственные (прежде они были только частной инициативой) были учреждены в 1872 году с целью «общего образования, приспособленного к практическим потребностям и к приобретению технических познаний», имея в виду преимущественно потребности торговли и промышленности. Обучаться могли любые сословия без ограничений, курс обучения длился шесть-семь лет. По расписанию видно, что в начальных классах основательно изучали математику, рисование и черчение. В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты. В 1888 году реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. К 1914 году в Российской империи было 284 реальных училища, в которых обучалось 80 800 человек.
При примерном поведении второклассница гимназии училась не блестяще. Или учителя были строгие
Здесь представлена ведомость об успехах и поведении ученицы 2 класса Екатеринбургской 2-й женской гимназии. Видно, что в числе предметов у учениц гимназий были довольно серьёзные алгебра, геометрия, физика, история, география и даже педагогика. Не говоря уже о немецком, французском языках и латыни (английский в ту пору, судя по всему, был не в чести). В начальных классах, конечно, загруженность была поменьше, ограничивались арифметикой, географией, а закон Божий, чистописание и рукоделие были обязательными предметами. К необязательным относились французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Интересно, что русский язык изучали отдельно устный и письменный.
Классная дама с гимназистками
История женских российских гимназий как непривилегированных всесословных общеобразовательных учебных заведений, предназначенных для городского населения «среднего достатка» восходит к 1858 г. Существовало два основных типа женских гимназий: гимназии, содержавшиеся «за счёт пожертвований частных лиц и общественных пожертвований», подчинявшиеся министерству народного просвещения, и гимназии, находившиеся в распоряжении Ведомства учреждений императрицы Марии и финансировавшиеся правительством, так называемые «мариинские». В гимназии могли поступать девочки в возрасте от 9 до 12 лет. Чтобы поступить в 1 класс, нужно было сдать экзамены: Закон Божий, русский язык (диктант), арифметика, география, языки французский и немецкий, на которых нужно было, как минимум, уметь считать, рассказывать содержание разных картинок, вести простейший диалог.
Учиться в гимназии было не так-то просто. Одно рукоделие чего стоило. Тут не просто заготовки клеить и картинки по номерам рисовать. Вот программа по рукоделию от 1906 года: «1 класс: вышивка крестом, подрубка салфеток, полотенец, платков, шитьё постельного белья, детских передников и простой рубашки. 2 класс: французский шов, сквозная строчка, петли прорезные и воздушные, пришивание пуговиц, штопка и заплаты; шитьё простейшего детского белья; вязание крючком, вязание на спицах детского чулка. 3 класс: штопка чулочная, починка белья и платья; шитьё простого дамского белья. 4 класс: кройка детского белья и простого дамского; шитьё гимназического передника. 5 класс: кройка и шитьё дамской юбки. 6 класс: кройка и исполнение дамского платья». Выпускницы гимназий должны были уметь содержать себя и семью, обладая знаниями и умениями в разных сферах, ведь большинство из них были из небогатых семей.
Для девиц, желавших приобрести звание домашних наставниц и учительниц, существовал дополнительный восьмой класс. Основными предметами здесь были педагогика, дидактика, русский и церковнославянский языки, словесность, французский и немецкий языки, математика, история и география. Кроме того, в восьмом классе проходили педагогическую практику. Занятия в женских гимназиях начинались 7 августа и заканчивались 15 июня.
В дореволюционных гимназиях умели развлекаться
В уставе гимназий ученицам строго запрещалось посещение театров, кинематографа. Но зато в самих гимназиях проходили вечера и балы, на которых скучать не приходилось, судя по программам.
Вот, к примеру, что предлагает праздничный вечер для гимназисток. Начинается он в 19.30, как и положено, торжественной частью: исполнение кантат, открытие портрета основательницы гимназии, чтение реферата. Ну а дальше веселее. В 9 вечера начинается музыкальная драма, поставленная ученицами гимназии. После антракта в 20 минут следует литературно-вокально-музыкальная часть с цыганскими романсами, исполнением отрывков из комедий Шекспира, игры на рояле. После представления «живых картин» (поди знай, что это такое было в 1913 году) – ужин и чай. Впечатляет особое упоминание содержимого буфета, в котором представлены «редкие кушанья»: кофе со сливками, шоколад в любом виде, мороженое, конфеты и чай с сахаром (!). Ну а около полуночи, наверное, самое долгожданное – бал! «Беспрерывные танцы по особой программе. Играют два оркестра духовой музыки. Среди танцев – роскошный котильон. Всюду зелень и цветы».
Школьный дневник 1903 года выглядит практически так же, как те, которыми мы пользовались ещё совсем недавно
Подготовка к балу в женской гимназии
Что же танцевали 111 лет назад? Много чего. И просто так сходу не спляшешь, учиться надо было. Вальс, русско-славянский, полька-бабочка, па-дэспань, бальный гопак, кадриль, краковяк, мазурка, котильон (тот самый, роскошный на 25 минут). Это только классика балов. А далее новомодные: матчиш, тарантелла, лезгинка (да-да!), ойра-ойра (разновидность быстрой польки), и вальсы, вальсы… На балы в гимназии приглашались молодые люди из мужских гимназий, военных училищ. Для гимназисток это был шанс встретить свою любовь, поэтому подготовка к балу шла беспощадно. Ну а тем девушкам, кому с парой не повезло, приходилось танцевать друг с другом (все танцы были парными), отсюда и пошло выражение «шерочка с машерочкой» из-за обращения гимназисток-подружек друг к другу французским «ма шер» – «моя дорогая».
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.