Чему учили в школе 111 лет тому назад

Выпуск - №41(638)   :   23.10.2024
127

Недавно довелось побывать в одном из музеев Екатеринбурга, где зацепилась взглядом за выставку документов, свидетельствующих об особенностях образования конца XIX – начала XX века. Думаю, и нашим читателям будет любопытно с ними ознакомиться.
 

1-2-1896

Сын крестьянина Владимир Лукошкин в 1896 году окончил семь классов Екатерибургского реального училища почти отличником по многим дисциплинам и получило право на высшее образование

1

Расписание уроков ученика реального училища


На этом снимке – расписание уроков 3 «А» класса Алексеевского реального училища г. Екатеринбурга (1913 г.). Обращает на себя внимание то, как много уделялось внимания иностранным языкам: немецкий и французский изучались в том же объёме, что и русский язык. И это всего лишь третий класс (обучение в реальных училищах длилось семь лет). Неудивительно, что многие образованные люди того времени довольно неплохо владели, как сейчас бы сказали, полиязычием.

1-3-XX

Ученики реального училища, начало XX века

Реальные училища как государственные (прежде они были только частной инициативой) были учреждены в 1872 году с целью «общего образования, приспособленного к практическим потребностям и к приобретению технических познаний», имея в виду преимущественно потребности торговли и промышленности. Обучаться могли любые сословия без ограничений, курс обучения длился шесть-семь лет. По расписанию видно, что в начальных классах основательно изучали математику, рисование и черчение. В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты. В 1888 году реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. К 1914 году в Российской империи было 284 реальных училища, в которых обучалось 80 800 человек.


2

При примерном поведении второклассница гимназии училась не блестяще. Или учителя были строгие

Здесь представлена ведомость об успехах и поведении ученицы 2 класса Екатеринбургской 2-й женской гимназии. Видно, что в числе предметов у учениц гимназий были довольно серьёзные алгебра, геометрия, физика, история, география и даже педагогика. Не говоря уже о немецком, французском языках и латыни (английский в ту пору, судя по всему, был не в чести). В начальных классах, конечно, загруженность была поменьше, ограничивались арифметикой, географией, а закон Божий, чистописание и рукоделие были обязательными предметами. К необязательным относились французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Интересно, что русский язык изучали отдельно устный и письменный.

2-3

 Классная дама с гимназистками

История женских российских гимназий как непривилегированных всесословных общеобразовательных учебных заведений, предназначенных для городского населения «среднего достатка» восходит к 1858 г. Существовало два основных типа женских гимназий: гимназии, содержавшиеся «за счёт пожертвований частных лиц и общественных пожертвований», подчинявшиеся министерству народного просвещения, и гимназии, находившиеся в распоряжении Ведомства учреждений императрицы Марии и финансировавшиеся правительством, так называемые «мариинские». В гимназии могли поступать девочки в возрасте от 9 до 12 лет. Чтобы поступить в 1 класс, нужно было сдать экзамены: Закон Божий, русский язык (диктант), арифметика, география, языки французский и немецкий, на которых нужно было, как минимум, уметь считать, рассказывать содержание разных картинок, вести простейший диалог.

Учиться в гимназии было не так-то просто. Одно рукоделие чего стоило. Тут не просто заготовки клеить и картинки по номерам рисовать. Вот программа по рукоделию от 1906 года: «1 класс: вышивка крестом, подрубка салфеток, полотенец, платков, шитьё постельного белья, детских передников и простой рубашки. 2 класс: французский шов, сквозная строчка, петли прорезные и воздушные, пришивание пуговиц, штопка и заплаты; шитьё простейшего детского белья; вязание крючком, вязание на спицах детского чулка. 3 класс: штопка чулочная, починка белья и платья; шитьё простого дамского белья. 4 класс: кройка детского белья и простого дамского; шитьё гимназического передника. 5 класс: кройка и шитьё дамской юбки. 6 класс: кройка и исполнение дамского платья». Выпускницы гимназий должны были уметь содержать себя и семью, обладая знаниями и умениями в разных сферах, ведь большинство из них были из небогатых семей.

Для девиц, желавших приобрести звание домашних наставниц и учительниц, существовал дополнительный восьмой класс. Основными предметами здесь были педагогика, дидактика, русский и церковнославянский языки, словесность, французский и немецкий языки, математика, история и география. Кроме того, в восьмом классе проходили педагогическую практику. Занятия в женских гимназиях начинались 7 августа и заканчивались 15 июня.


3-1

3-2

 В дореволюционных гимназиях умели развлекаться


В уставе гимназий ученицам строго запрещалось посещение театров, кинематографа. Но зато в самих гимназиях проходили вечера и балы, на которых скучать не приходилось, судя по программам.

Вот, к примеру, что предлагает праздничный вечер для гимназисток. Начинается он в 19.30, как и положено, торжественной частью: исполнение кантат, открытие портрета основательницы гимназии, чтение реферата. Ну а дальше веселее. В 9 вечера начинается музыкальная драма, поставленная ученицами гимназии. После антракта в 20 минут следует литературно-вокально-музыкальная часть с цыганскими романсами, исполнением отрывков из комедий Шекспира, игры на рояле. После представления «живых картин» (поди знай, что это такое было в 1913 году) – ужин и чай. Впечатляет особое упоминание содержимого буфета, в котором представлены «редкие кушанья»: кофе со сливками, шоколад в любом виде, мороженое, конфеты и чай с сахаром (!). Ну а около полуночи, наверное, самое долгожданное – бал! «Беспрерывные танцы по особой программе. Играют два оркестра духовой музыки. Среди танцев – роскошный котильон. Всюду зелень и цветы».

1903

Школьный дневник 1903 года выглядит практически так же, как те, которыми мы пользовались ещё совсем недавно

image

Подготовка к балу в женской гимназии

Что же танцевали 111 лет назад? Много чего. И просто так сходу не спляшешь, учиться надо было. Вальс, русско-славянский, полька-бабочка, па-дэспань, бальный гопак, кадриль, краковяк, мазурка, котильон (тот самый, роскошный на 25 минут). Это только классика балов. А далее новомодные: матчиш, тарантелла, лезгинка (да-да!), ойра-ойра (разновидность быстрой польки), и вальсы, вальсы… На балы в гимназии приглашались молодые люди из мужских гимназий, военных училищ. Для гимназисток это был шанс встретить свою любовь, поэтому подготовка к балу шла беспощадно. Ну а тем девушкам, кому с парой не повезло, приходилось танцевать друг с другом (все танцы были парными), отсюда и пошло выражение «шерочка с машерочкой» из-за обращения гимназисток-подружек друг к другу французским «ма шер» – «моя дорогая».


Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.