Что значит быть коммунистом

Выпуск - №19(616)   :   16.05.2024
633

image

Торжественное мероприятие в колхозе им. Карла Маркса

В современном Казахстане коммунистические идеи – это постепенно забываемое прошлое. Но его отголоски остаются в повседневной жизни каждого человека: бесплатная медицина, образование, социальная политика в вопросах материнства, помощи малоимущим, современная пенсионная система формировались в период Советского Казахстана, когда главную роль играла коммунистическая партия и её идеология.

image

Комбайнеры колхоза им. Карла Маркса


В этой статье мы хотели бы привести отрывки из интервью руководителя партийной ячейки совхоза имени К.Маркса Костанайской области Нины Ивановны Волосович.
«По национальности я немка. Родилась в Костанае, отучилась в СШ №11, затем на истфаке педагогического института, а затем стала работать учителем истории Маяковской СШ по направлению, там была избрана депутатом райкома. Вышла замуж за селянина, поляка, он работал в совхозе имени К.Маркса, село Озёрное. Я стала работать учителем в Озёрной школе. Там я вступила в партию в КПСС и заменила секретаря партийной организации Михаила Иосифовича Гартмана. Меня заметили в райкоме партии, были на партсобраниях моих дважды. Приезжали заведующий пропагандой и агитации Альберт Иванович Рук, одна из партийных руководителей Вера Васильевна Сидорова. Были республиканские учения на базе колхоза по гражданской обороне, лекции о роли партии в жизни селян. В тот период времени это было очень важно. После успешно проведённых мероприятий меня перевели в Озёрное СПТУ-171 заместителем директора по учебно-воспитательной работе, замполитом. Было такое слово. И там меня избрали секретарём партийной организации.
Вера Васильевна всегда говорила, что партия сеет через сито. Коммунист должен быть образцом, это не просто пустая фраза. Каждый из нас нёс ответственность за то, что у него есть партийный билет. Люди с гордостью говорили: «Я член КПСС». Мама у меня была педагогом, папа – председателем сельского совета, и когда мне предложили вступить в партию, я поехала к родителям советоваться. И папа сказал: «Знаешь, что не каждому предлагают стать членом КПСС. И какие-то сомнения абсолютно не уместны. И ты должна с честью по жизни пронести звание коммуниста». Вот так люди старшего поколения свято относились к принципам партии.

50

Празднование 50-летия Октябрьской Революции. Костанай


Мой учитель Андрей Александрович Роут всегда говорил: «Нина, ты подумай, кому ты предлагаешь стать коммунистом. Это очень ответственно!». И я это понимала.
В то время коммунистическая партия делала акцент на создание материально-технической базы в совхозе, повышение уровня жизни людей, условий труда. Я всегда говорила, что коммунистическая партия сделала всё, чтобы вы вещи покупали не за счёт своего подсобного хозяйства, а за зарплату. На всех участках руководители были коммунисты, и главный инженер, и главный агроном. Главный агроном Фёдор Филлипович Лаукарт был представлен на Доске почёта областного комитета партии.
Мы старались же ещё и обучать людей, вели политзанятия, на которых особое внимание уделяли грамотности людей, в райкоме утверждалась схема обучения. Создавались сначала цеховые организации, ячейки по МТМ, свинарникам, коровникам и т.д. Через понедельник я вела занятия по МТМ. Всё останавливалось, все знали, что Волосович ведёт 20 минут политзанятие.

image

Пионерский отряд


В колхозе люди ценили стремление партии. Коммунистическая партия была очень гибкая, она стремилась объять все вопросы жизни человека: семья, быт, материальная заинтересованность человека.
Моё видение, что моральные устои Библии стали основой Устава партии, только в другой трактовке: честность, интернационализм, порядочность, искренность... Дружба, сплочённость были заслугой коммунистической партии. В составе депутатов сельского совета всегда были люди разных национальностей, это принцип коммунистической партии. При выдвижении на руководящие должности никогда приоритет одной национальности не предоставлялся. Никогда не соглашусь с мнением, что в советское время кого-то ущемляли по национальному признаку.

image

Партийный билет ЦК КП КазССР Н.И. Мартыненко

image

Удостоверение председателя исполкома Аркалыкского районного совета народных депутатов Т.С. Нурмухамбетова


…И мы коммунисты несли все идеи в массы с помощью слова и дела. Вручение партбилета было настоящим событием. Такие церемонии приурочивали к какой-то важной дате для страны, государственным праздникам. Однажды я вручала партбилеты на большом родительском собрании, где были и старшие классы. Партийный билет могли вручать на разных мероприятиях, чтобы стимулировать людей.
Партия ставила соцсоревнования на важное место, на высокий политический уровень. Вот это чувство состязаний, соревнований воспитывалось со школьной скамьи. Были звеньевые, пионерские отряды. Даже два отряда, два звена могли соревноваться. У нас в колхозе не было большого количества выпасов и полей для косьбы сена, поэтому в Тургае арендовали поля для сенокоса. И вот когда люди выезжали в Тургай на тракторах, мы вешали флажки с надписями «Лучший тракторист», «Передовик». Мы анализировали, записывали показания по производству, по всем параметрам: по количеству отёла, по надою молока, по количеству сохранённых телят, даже по вопросу жирности молока. Красным карандашом выводили в стенгазете показатели высокие, синим – показатели слабые. Но мы не хотели человека унизить, а только подчёркивали, что надо подтянуться. Это был стимул, мотивация. Грамоты вручали на общих собраниях колхоза. Около конторы делали посвящения в комбайнеры, механизаторы. В напутственной речи приводили примеры хороших производственных показателей. Поэтому социалистическое соревнование было одним из двигателей качества производства.
… В нашем колхозе был коммунист, который злоупотреблял алкоголем, и за это я его исключила из партии. Он потом возмущался: «Нина Ивановна, да вы что! А что дети скажут?». Я четверых из партии исключила, в основном из-за . алкоголизма. Один, маленький такой, по прозвищу Гаврош потом через три года пришёл и говорит: «Нина Ивановна, как я проклинал коммунистическую партию, что меня исключили! Но из-за неё я перестал пить».
Конечно, бывало отношение к коммунистической партии озлобленное. Может, потому что коммунисты всегда на первом месте были. То есть, передовики, руководители. Были люди, которые хотели вступить в партию, но мы их не принимали. Из-за этого могли плохо к партии относиться. Например, трудовые показатели у человека были слабые, поэтому его не принимали. А он потом на партию злился.


Во всех трёх сёлах нашего колхоза при похоронах человека несли чёрное религиозное знамя на шесте. И однажды у нас умер коммунист, встал вопрос, правильно ли будет, если мы будем религиозное знамя нести на похоронах у коммуниста. Андрей Александрович Роут сказал: «А правильно ли будет отменять эти правила? Это не тобой придумано, это придумано из поколения в поколение в посёлке». Выход нашли: решили, что знамя колхоза понесём впереди, а сзади будет человек с этим религиозным знаменем. И после такая традиция прижилась, всегда спрашивали, можно ли понести знамя колхоза, это же честь человеку, который ушёл в мир иной, отдав колхозу все силы, знания, опыт.


… Я ещё была активистом по борьбе с преступностью. Наш участковый Пётр Петрович Штарик всегда к нам приходил. В школе были детские комнаты по приводу нарушителей, ПДН, ещё были дружинники с повязками, которые по всем базам животноводческим дежурили. Деньги им за это не платили, всё было добровольно. Но активистов всегда поддерживали. Что ВЛКСМ, что пионеры, молодые коммунисты… «Партия сказала «надо» – комсомол ответил «есть!».
…У нас была очень большая библиотека в клубе, в школе, а у каждого дома висел почтовый ящик, который каждый день заполнялся печатными изданиями. Обязательным для членов партии был журнал «Коммунист». И, конечно, много читали художественной литературы. Мой свёкор любил Шекспира, агроном Иван Андреевич Ремель очень много читал. Наш энергетик всех классиков перечитал. Люди были очень грамотные.
… Я никогда не сожалела, что была членом коммунистической партии. И лозунг был у нас: «Всё для народа». Именно по этому принципу мы и жили».

Д.Тулегенов,
магистрант специальности «История», 2 курс,
М.Бекмагамбетова,
к.и.н., профессор КРУ им. А.Байтурсынұлы

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.