Этноаул: путешествие во времени

Выпуск - №39(636)   :   02.10.2024
157

3

В столице Казахстана прогремели V Всемирные игры кочевников. На территории ипподрома «Казанат» располагался этноаул, представивший практически все области. Гости словно окунулись в жизнь древнего кочевого народа. Костанайскую область представляли три юрты, две из них – этнографические, наполненные предметами домашней утвари, конского снаряжения, оружием.

2

Многие посетители этноаула особо отметили юрту, украшенную снопами пшеницы, оснащенную интерактивным экраном, на котором транслировались достопримечательности, достижения нашей области. Смотришь – и понимаешь, какая благодатная наша земля. Только люби, цени и уважай!

Особенными экспонатами стали шапаны наших великих земляков: народной поэтессы КазССР Марьям Хакимжановой, народного писателя Казахстана Гафу Каирбекова, акына-импровизатора Омара Шипина. Шапан – один из важнейших элементов в гардеробе наших предков, а потому их и по сей день дарят в знак уважения и почёта.

Атмосфера этноаула воссоздавала кочевую жизнь. Каждый занимался своим делом, всё в движении, в ритме природы. Вот так жили в юрте: да тяжело, да холодно, да ветрено (особенно в Астане), и воду нужно носить, согреет очаг, горячий чай и тёплая беседа. Повсюду старые, разнообразно украшенные сундуки, стоящие на жукаяках  (чтобы не портились вещи и продукты, сундуки ставили на деревянные ножки). А путника нужно встретить, расспросить, откуда он приехал, усадить на самое почётное место (төр), устланное көрпе.

Выйдешь прогуляться – встретишь бабушек в белых головных уборах, думаешь, какие же они сильные, энергичные, через все трудности прошли и радуются жизни. На ярмарке одна из них крутит веретено, напоминая наших ажек. Какие тёплые воспоминания!..

1

Молодые девушки с причудливыми звенящими украшениями – сырға, шолпы, шашбау, шекелік – весело смеются, качаются с парнями на алтыбаканах. Одна краше другой! Парни высоченного роста и крепкого телосложения напоминают батыров из сказок. Такие батыры самоотверженно защищали родину.

А тут и наши всадники соревнуются в байге, кокпаре, жамбы ату… А какие умные глаза у собак породы тазы, какие они грациозные! Беркуты – ещё одна прелесть этноаула. Поражает диалог беркутші со своим беркутом: как эта пернатая хищная птица понимает человека? Что он ей говорит, прижавшись лбом к голове птицы, гладя её по огромным крыльям?

Поражало обилие национального колорита. Настоящий восточный базар. Мастера изготавливают изделия из дерева, войлока, кожи, глины, металла… Тут продают ковры, там вазы, а здесь платки и шапаны, много национальных украшений. Идёшь и хочется у всех что-то купить такую красоту. То и дело слышны звуки домбры, кобыза, народные песни.

Энергетика этноаула непередаваемая. Понимаешь, как жилось твоим предкам-кочевникам, какая сильная кровь в тебе течёт. Несмотря на тяготы природы, судьбы, времени, снова и снова сохранять свой очаг, семью, любить и ценить родину, уметь дружить, радоваться жизни, жить в гармонии с природой, благодарить за благополучие – вот ценности кочевого народа.

Отцы и деды оставили потомкам мудрые обычаи и традиции, красивейшую национальную одежду, ремёсла, высокие моральные ценности, богатую культуру, литературу, такие качества как доброта, щедрость, гостеприимство и человечность. Они подарили нам огромную богатую страну. Только люби, цени и уважай!


Айгуль ТОШАМАНОВА,
экскурсовод Костанайского областного
мемориального музея Ибрая Алтынсарина

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.