Среди костанайских музеев, хорошо известных жителям и гостям города, есть один на первый взгляд неприметный, но уникальный и невероятно интересный. Это геологический музей, который через два года отметит 70 лет своей деятельности.
Карта полезных ископаемых была сделана в 80-годы по результатам деятельности Северо-Казахстанского производственно-геологического объединения
Тот самый рудненский магнетит
Если в историко-краеведческом музее посетители проникаются духом времени предыдущих поколений, ощущают причастность к событиям прошлых лет, то в геологическом музее особо остро понимаешь, как краток миг пребывания человечества на Земле. Потому что практически все экспонаты – это «старожилы», которым миллионы лет. Например, в палеонтологической коллекции можно увидеть образцы отложений, которым более 500 миллионов лет. А на экспонатах из торгайского обнажения Кушук представлены отпечатки раннемиоценовой (средиземноморской) флоры и фауны. Эта коллекция единственная в Казахстане и охраняется государством.
В Кызылжарском месторождении (район Б.Майлина) добывают такой красивый поделочный камень
Гранаты - красивое сопровождение железной руды
На стеллажах и в стеклянных витринах собрано то, чем так гордятся казахстанцы, когда говорят, что у нас «почти вся таблица Менделеева». Здесь образцы железных, бокситовых, золотоносных руд, добываемых в карьерах Рудного, Лисаковска, Житикары, Аркалыка, углей, минералов, поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней из недр Костанайской области, других областей Казахстана, Урала, Сибири... Есть даже нефть, добытая в нашем регионе.
- Наш музей был создан в сентябре 1956 года по приказу геологического треста как отряд по систематизации, учёту и хранению коллекционного каменного материала, – рассказывает нынешний руководитель музея, геолог и по профессии, и по призванию Вера Едигенова. – Наши специалисты проводили на разных территориях геологоразведочные, съёмочные работы, а по окончании этих работ сдавали отчёт и каменный материал. Вот так и сложились коллекции. Набралось очень много материала, и самые интересные образцы решили выставить в экспозиционном зале для широкого ознакомления.
Прекрасный аметист рождается вместе с невзрачной железной рудой (Соколовский рудник)
Вот такой зуб был у древнего мамонта
Геологический музей (а по сути это два кабинета размером со школьный класс) размещался вместе со всем подразделением геологического управления в здании на ул. Гоголя, 75. Нынешнее помещение получил ещё в 1983 году. Так по сей день здесь и остаётся, несмотря на то, что большая некогда организация сократилась до нескольких сотрудников межрегионального департамента Севказнедра, а основную часть здания теперь занимает управление образования. Но с образованием взаимоотношения давние: костанайские школьники и студенты – одни из постоянных посетителей музея, о чём свидетельствуют благодарные и восторженные записи в книге отзывов. А в школе №12 действует кружок «Юный геолог», воспитанники которого на базе музея готовят свои проекты и исследования.
Как поясняет Вера Петровна, геологический музей имеет не только познавательное, но и большое научное значение. Здесь скрупулёзно, очень подробно собраны все сведения и наглядный материал о недрах не только нашего региона, но и Казахстана в целом. В шести разделах представлены региональная геология, петрографическая, минералогическая, палеонтологическая коллекции. Здесь можно узнать и увидеть по образцам геологических образований, как формировалась земная кора, какие процессы происходили в литосфере, как появлялись и исчезали моря, как в результате бурной вулканической деятельности зарождались отложения пород, которые мы теперь называем полезными ископаемыми.
Изделие из житикарита
От переливов агата трудно оторвать взгляд
- На территории Костанайской области 68 видов полезных ископаемых, – рассказывает Вера Петровна. – У нас сосредоточено более 85% железных руд от стоящих на балансе в Республике Казахстан. 98% бокситов, из которых получают алюминий. У нас есть месторождения чёрных, цветных, редких, благородных металлов, полиметаллические руды. У нас можно добывать такие ценные металлы, как титан, вольфрам, молибден, галлий. Есть большое разнообразие минералов, например, такой уникальный материал, как хризотил-асбест, очень красивый нефрит. Их добывают в житикаринских разработках. Один из минералов так и называется – житикарит. Вообще, практически все полезные ископаемые сосредоточены полосой на территории района Майлина, Денисовского, Житикаринского районов. Это результат активной вулканической деятельности, которая происходила в этих местах более 300 миллионов лет назад. Но работают далеко не все из открытых месторождений, например, из запасов железных руд вовлечены в разработку только 37%. Многое находится в резерве. А какие именно богатства хранятся в недрах Костанайской области, может показать и рассказать именно наш музей.
Бокситы аркалыкского месторождения
Всё, увиденное и услышанное в геологическом музее невозможно вместить в одну статью, как бы ни хотелось поделиться этой интереснейшей информацией. Лучше прийти на экскурсию, которую замечательно проводит Вера Петровна Едигенова, пока она готова работать и хранить этот уникальный музей.
- Наш музей – это жемчужина Костанайской области. Его ни в коем случае нельзя потерять. Сейчас я работаю одна – пенсионерка на полставки. Но, конечно, хочется чтобы пришёл преемник – опытный, грамотный, появились сотрудники для работы с экспонатами, фондами, чтобы провели хороший ремонт. Очень надеюсь, что ситуация разрешится в лучшую сторону, и мне будет кому передать это дело с радостью и уверенностью в благополучном будущем.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.