О ранних годах жизни Чокана Валиханова

Выпуск - №13(561)   :   29.03.2023
856

Выдающийся казахский ученый, этнограф, просветитель, путешественник Чокан Чингисович Валиханов родился в ноябре 1835 года в местности Кунтимес, расположенной севернее Кушмурунской крепости у дороги, ведущей на север, к Пресногорьковской линии, восточнее пикета Таволжанского. Ныне это граница Сарыкольского и Узункольского районов Костанайской области. 

Акварель Чокана 1852 года (справа  Кунтимес)

На сделанной Чоканом карте (акварель 1852 года) эта местность названа им «бiздiн уй» («наш дом»). В ряде источников местом рождения названа крепость Кушмурун, но последняя возникла лишь в 1844-1845 годах (начало строительства – 1838 год), поэтому автор придерживается мнения А.Маргулана о рождении Чокана в Кунтимесе. Некоторые архивы подтверждают этот факт. Например, в документе Пограничного управления сибирскими казахами за 1842 год сказано, что 2зимовье старшего султана Аманкарагайского окружного приказа, умного и скромного, достаточного, преданного правительству Чингиса Валиханова» называется Кунтимес.

Аул в Сырымбете (рисунок Чокана)

Дед Чокана по отцу Вали был последним ханом Среднего жуза, признанным Китаем и Россией. Отец Чингис был избран в 1834 году султаном Аманкарагайского округа, переименованного позже в Кушмурунский (1844 г.). Уважаемый народом, он шесть раз избирался на должность правителя родов атыгай, керей, кыпшак, уак, исполнял свои обязанности в течение 19 лет подряд. Мать Чокана Зейнеп была знатного происхождения, дочерью знаменитого Баянаульского бия Чормана Кучукова и сестрой Мусы Чорманова, старшего султана Баянаульского округа, полковника царской армии.

Родословная Валихановых уходит вглубь веков – к основателю Казахского ханства Жанибек-хану (вторая половина XV века) и далее к Джучи-хану (XIII век). Родословная линия Валихановых по отцу выглядит так: Чингиз-хан – Джучи – Орда Ежен – Сасы Бука – Ерден хан – Мубарак ходжа – Чимтай хан – Орыс хан – Куйырчик хан – Барак хан – Жанибек хан – Касым хан – Сыгай хан – Тауекел хан – Ер Есим – Жангир хан (Салкам Жангир) – Уалибек – Аблай – Коркем Уали – Аблай хан – Уали хан – Чингис султан – Чокан.

Аул Чингиса Валиханова (фото 60-х годов XIX века)

При рождении новорожденному было дано имя Мухаммед-Канафия. Связано это решение родителей с пребыванием в гостях у Чингиса Валиханова осенью 1835 года известного в степи акына и композитора Мухамедканапия Шакшакова по прозвищу Сегиз сери, скрывавшегося в Кунтимесе от преследования царских властей. Мать дала мальчику прозвище Чокан.

Чокан рос подвижным, любознательным мальчиком. Его отличали от сверстников хорошая память и внимательность. На празднествах ему особенно нравились песни, любил слушать народных сказителей. Как и всякий ребёнок, Чокан любил играть в степи со своими сверстниками из соседнего аула Карашы. В этих играх он часто верховодил, дети уважали его за справедливость и храбрость, признавая его первенство по уму и по знатности. По словам Сабита Муканова: «Детвора резвилась вовсю, и уж если начиналась потасовка, никто не считался с тем, где белая кость, а где чёрная. Кто сильнее, тот и одолевал!».

В крепости Кушмурун Чокан пошёл в казахскую школу, открытую отцом в 1841 году, где овладел основами арабского письма и научился рисовать. В крепости Чокан общался с русскими инженерами, которые проводили топографические работы в степи. Детей султанов старались учить многим языкам – по обычаю таковых должно было быть не менее семи. Чокан научился читать на чагатайском и кыпчакском наречиях, основательно занимался тюркскими языками, освоил арабскую и уйгурскую грамоту. По просьбе Н.Костылецкого и М.Ладыженского отец Чокана составляет списки вариантов казахского устного народного творчества. К этой увлекательной работе Чингис привлекает шестилетнего сына. Сам Чокан писал впоследствии про этот период жизни: «Первый список об Едыге сделан был султаном Чингисом Валихановым со слов курлеут-кипчака Жаманкула. Второй список сделан им же с добавленными им устными преданиями разных лиц, третий список сделан был со слов Арыстанбай-акына, и, наконец, из этих трёх стихов вместе с отцом Чингисом мы составили в 1842 году, переписанный Ахмедом Жантуриным, с которого уже переведена настоящая рапсодия». Тогда же были записаны образцы героических песен и поэм, такие как «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Еркокше».

Памятник в Кунтимесе.

К народной поэзии и песне у Чокана навсегда сохранился огромный интерес, проявившийся в детстве. Недаром позже он проводит большое исследование по всем жанрам поэзии и прозы и останавливается на формах песни: жылау – надгробные, кайм – свадебные в виде шуточных эпиграмм, кара олен – обычная песня для голоса, олен – всякое повествование в поэзии, сопровождаемое мелодией. Чокан собрал много интересных сведений о песенниках того времени. Эпос об Едиге-батыре впоследствии Чокан перевёл на русский язык, а на казахском языке он был впервые издан востоковедом-тюркологом профессором П.Мелиоранским и переписан татарином Ахметом для подготовки к изданию.

Чокан живо интересовался генеалогией, уже в детстве знал своих предков до седьмого колена. Особенно много интересного Чокан узнал о подвигах и свершениях своего прославленного прадеда Абылай-хана. Маленький Чокан часто посещал аул родичей матери Зейнеп, которые замечали в нём такие качества, как смелость, образованность, красноречие, любовь к истине. По их воспоминаниям, когда говорил Чокан, то его могли часами с интересом слушать и старый, и малый. 

Чокан часто гостил у своей бабушки Айганым в ауле Сырымбет. «Последний киргизский царевич», как называл его Григорий Потанин, любил бывать в этом живописном месте казахской степи. Чокан увековечил имя бабушки Айганым и название её резиденции в своих воспоминаниях о детстве и точных рисунках, сделанных там. Будучи неплохим художником, он увлекался рисованием красивых мест родного края, осенних и зимних пейзажей своего аула. К таким рисункам можно отнести «Горы Сырымбет», «Район осенних стоянок и зимовок казахов на реке Ишим к западу от гор Сырымбет», «План стоянок аулов Кушмурунского округа», «Усадьба Айганым в Сырымбете», «Схема пикетной дороги между Кушмуруном и Уйской крепостью». Выполнены они были позже, в 1852-53 годах, и несут печать личных ощущений автора. Окрестности Сырымбета были воспеты акыном и композитором Аханом-серэ Карамсаулы в песне, повествующей о любви к уроженке этих мест девушке Жамал. Как пишет кандидат исторических наук Гюльнар Муканова, «для Чокана Валиханова Сырымбет всегда был дорог по целому ряду причин. Именно здесь, в Северном Казахстане, подпитывался будущий учёный, исследователь Центральной Азии мудростью старших, слушал народные мелодии, наблюдал традиции и обряды, приобщался к обычаям Степи. Здесь, в Сырымбете, Чокан ощущал себя ветвью древа чингизидов, отпрыском ханского рода, наследным султаном».

При небольшой мечети в усадьбе находилась школа (медресе). Арабскую графику внуки Айганым изучали под её непосредственным наблюдением. Примером внимания к исполнению обрядов ислама служил для ханши духовный сан отца Саргалдака-кажи.

Памятник Чокану в Омске

Время, проведённое в усадьбе бабушки, до конца своей короткой жизни Чокан вспоминал с особой теплотой. Он прожил на земле всего тридцать лет. Олжас Сулейменов написал о нем: «О таких людях принято говорить: он ушёл, не осуществив и десятой доли того, что обещало его дарование. Гении благодарны, они отдают всю свою жизнь до последнего дня народу, и беда только в том, что жизни этой отпущено мало».

Сергей ВИНИЧЕНКО,
историк, краевед

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.