Ода юрте

Выпуск - №50(547)   :   22.12.2022
298

Юрта, воспетая в прозе и стихах, – уникальное жилище кочевников. Это войлочный дом, в котором номад находился от рождения до смерти.

Юрта могла быть трёхкрылой, могла увеличиваться до  тридцати. Бывали юрты сдвоенные, строенные. Это могли быть колоссальные сооружения, выполнявшие функции жилых, гостевых и складских помещений. Белая юрта – признак достатка хозяина, также их ставили на праздники. Обычные кочевники жили в юртах, покрытых серым войлоком. Есть даже пожелания «шаңырағың биік болсын». Чем раньше сноха откроет түндік и разожжёт очаг, тем радивее считалась хозяйка. Известно упоминание о войлочных домах у саков. Юрта – обязательный атрибут кочевого быта. И сегодня она широко используется животноводами Монголии, Алтая, Калмыкии, Казахстана, Киргизии. В столице Монголии Улан-Баторе наряду с современными домами вы можете увидеть жилые юрты. Это древнее жилище вполне уживается с современной архитектурой монгольского мегаполиса.

В позапрошлом веке для встречи одного из императоров омские купцы и степные воротилы преподнесли в дар генерал-губернатору Сибири несколько юрт. Одна из них стоила более 50 тысяч серебром, была щедро декорирована слоновой костью, полудрагоценными камнями, серебром, её украшали ковры и другие предметы интерьера, выполненные лучшими мастерами. Казахская юрта стоит в Эрмитаже в отделе этнографии. 

Марат Саки – дипломат, арабист и писатель обнаружил рукописное свидетельство того, что в Египте во времена правления султана Бейбарса на пирамиде фараона Хеопса в 1277 году (675 году хиджры) была установлена юрта. Зачем? Вопрос пока остаётся открытым. Ага-султаном Аманкарагайского округа был отец Чокана Валиханова Чингиз Валиханов, который являлся хранителем «қара шаңырақа» юрты Чингизхана, если верить классику казахской литературы Сабиту Муканову.

А я хочу рассказать о юрте, находящейся в школьном краеведческом музее. У неё очень длинная история, полная трагических событий. Декрет КазЦИКа о конфискации скота и имущества баев-полуфеодалов и их выселении 27 августа 1928 года прозвучал как гром среди ясного неба для представителей рода найман, кочевавших в районах нынешней Восточно-Казахстанской области. Плач стоял над аулами. Ненастной октябрьской ночью караван беженцев откочевал за границу (благо она была рядом). За кордон ушли несколько аулов родственников, взяв с собой самое необходимое. Главное – удалось перегнать скот, коней и овец. Кое-что из скота угнали в Монголию загодя. На долгие десятилетия Монголия стала для найманов родиной, хотя мечты о возвращении во все времена теплились в душах казахов, вынужденных покинуть атажұрт в конце 20-х годов. Недаром говорится «туған жер – алтын бесік».

После развала СССР  Казахстан стал суверенным государством и по призыву тогдашнего руководства эмигранты стали возвращаться из дальнего и ближнего зарубежья. Оралманы из Монголии привезли с собой элементы давно забытого быта. Установили юрты, зазвучала домбра. Местные жители узнали вкус монгольского чая, ещё он называется калмыцким и пьётся с солью. Чтобы понять этот вкус – надо попробовать. Оралманы ассимилировались с местными жителями. А юрты стали активно покупать те, у кого достаточно средств, отдых в  жилище кочевника стал модным. 

В нашем музее стоит юрта семьи Хуанбай Туркестана. Его сын Хуанбай Жадигер работает учителем физической культуры в нашей школе. Все детали юрты подлинные: кереге, уыки и шанырак, через 60 с лишним лет вернушиеся на родину. Юрта на вершине пирамиды Хеопса стояла недолго. Юрта найманов будет находиться в музее школы до тех пор, пока будет жить целинное село Докучаево. Она – свидетель суровых уроков истории нашего славного Отечества.

Сергей ВЕЧЕР,
учитель истории Докучаевской ОШ, Алтынсаринский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.