Омар Шипин – акын, учитель и сарбаз

Выпуск - №16(613)   :   25.04.2024
1039

Whats-App-Image-2024-04-06-at-12-49-36
 

В небольшом старике, пасущем отару на окраине аула Темирказык, мало кто из проезжающих узнал бы Омара Шипина – поэта и композитора, импровизатора, на долю которого выпали суровые испытания.

Все ключевые события ХХ столетия пришлось пережить этому выдающемуся деятелю казахской культуры. Говоря об Омаре Шипине, можно пойти путём всех, кто писал о нём, перечисляя его произведения, поистине выдающиеся, взять хотя бы поэму «Амангельды». Перечислить высокие награды, которыми он был отмечен за свою долгую жизнь: орден Ленина, орден Трудового Красного знамени, орден Знак почёта. Можно говорить о высоком доверии народа к этому человеку: он трижды избирался депутатом Верховного Совета КазССР. Можно говорить о времени, когда он, будучи взрослым человеком, встал под знамена Амангельды Иманова. Каждый день жизни этого человека, несомненно, интересен для исследователя.
Ермухан Бекмаханов в своей известной монографии «Казахстан в 20-40 годы ХІХ века» ссылается на тогда ещё здравствующего Омара Шипина, на его «Краткую историю о семи батырах», которая была написана на фольклорном материале. Омар Шипин не только был поэтом, но ещё знал наизусть казахские дастаны. Если сравнить его с яркой исторической личностью, почему-то хочется провести параллель между ним и Махамбетом Утемисовым. Омар Шипин, как и Махамбет у Исатая Тайманова, был верным соратником Амангельды Иманова. Именно в период национально- освободительного восстания 1916 года наиболее ярко проявился талант поэта. С его песнями-призывами сарбазы, как правило, плохо вооружённые, шли на царские пушки и пулемёты. Будучи грамотным человеком, был секретарём Амангельды.
Немало источников, где можно найти данные о поэте. Все знают историю, когда великий Жамбыл подарил ему свой чапан, восхищённый чистыми и свежими, как родниковая вода, стихами акына. Омар занял второе место, уступив лишь Жамбылу. Напрашивается ещё одна параллель, когда Кажымукан Мунайтпасов уступил золотую медаль Ивану Поддубному. Исследователи пишут, что творчество Жамбыла Жабаева оказало большое влияние на творчество Омара Шипина.
По воспоминаниям современников, акын был очень гостеприимным человеком. Любимыми городами были Алма-Ата и Москва. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 08.02.1961 года ему было присвоено звание народного акына. Известен факт, что по протекции Амангельды Иманова Омар Шипин работал учителем в течение пяти лет в Кайдаульской волости. Никто не занимался вопросом о том, что стало с его учениками. Потому что свет, который излучал этот человек, безусловно, сродни свету Спандияра Кубеева и Бекета Утетлеуова. Его внук Мухамедкали Мырзагалиевич Шипин – известный в области и республике педагог. А его правнук Рустем Кенебаевич Сейлбеков работает учителем в Маяковской школе. Пару лет назад Рустем Кенебаевич проходил в Алматы курсы переподготовки директоров школ. Посещал исторические и памятные места города. В музее Динмухамеда Конаева обнаружил совершенно случайно письмо своего прадеда. Приятный привет от прадедушки как благословение.
Повторюсь, необычайно ярко проявил себя Омар Шипин в событиях, связанных с 1916 годом. Будучи великолепным наездником, он не только прекрасно владел домброй, но и умело управлялся с пикой, винтовкой и шашкой. По всему тому, что мы знаем о нём, он заслуживает и звания батыра. Одна из заповедей гласит: «Не сотвори себе кумира». Но было бы здорово, если бы современная молодёжь как жизненный ориентир избрала для себя светлый образ выдающегося земляка.
 

Сергей ВЕЧЕР,
учитель истории Докучаевской ОШ, Алтынсаринский район

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4