Омар Шипин – акын, учитель и сарбаз

Выпуск - №16(613)   :   25.04.2024
386

Whats-App-Image-2024-04-06-at-12-49-36
 

В небольшом старике, пасущем отару на окраине аула Темирказык, мало кто из проезжающих узнал бы Омара Шипина – поэта и композитора, импровизатора, на долю которого выпали суровые испытания.

Все ключевые события ХХ столетия пришлось пережить этому выдающемуся деятелю казахской культуры. Говоря об Омаре Шипине, можно пойти путём всех, кто писал о нём, перечисляя его произведения, поистине выдающиеся, взять хотя бы поэму «Амангельды». Перечислить высокие награды, которыми он был отмечен за свою долгую жизнь: орден Ленина, орден Трудового Красного знамени, орден Знак почёта. Можно говорить о высоком доверии народа к этому человеку: он трижды избирался депутатом Верховного Совета КазССР. Можно говорить о времени, когда он, будучи взрослым человеком, встал под знамена Амангельды Иманова. Каждый день жизни этого человека, несомненно, интересен для исследователя.
Ермухан Бекмаханов в своей известной монографии «Казахстан в 20-40 годы ХІХ века» ссылается на тогда ещё здравствующего Омара Шипина, на его «Краткую историю о семи батырах», которая была написана на фольклорном материале. Омар Шипин не только был поэтом, но ещё знал наизусть казахские дастаны. Если сравнить его с яркой исторической личностью, почему-то хочется провести параллель между ним и Махамбетом Утемисовым. Омар Шипин, как и Махамбет у Исатая Тайманова, был верным соратником Амангельды Иманова. Именно в период национально- освободительного восстания 1916 года наиболее ярко проявился талант поэта. С его песнями-призывами сарбазы, как правило, плохо вооружённые, шли на царские пушки и пулемёты. Будучи грамотным человеком, был секретарём Амангельды.
Немало источников, где можно найти данные о поэте. Все знают историю, когда великий Жамбыл подарил ему свой чапан, восхищённый чистыми и свежими, как родниковая вода, стихами акына. Омар занял второе место, уступив лишь Жамбылу. Напрашивается ещё одна параллель, когда Кажымукан Мунайтпасов уступил золотую медаль Ивану Поддубному. Исследователи пишут, что творчество Жамбыла Жабаева оказало большое влияние на творчество Омара Шипина.
По воспоминаниям современников, акын был очень гостеприимным человеком. Любимыми городами были Алма-Ата и Москва. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 08.02.1961 года ему было присвоено звание народного акына. Известен факт, что по протекции Амангельды Иманова Омар Шипин работал учителем в течение пяти лет в Кайдаульской волости. Никто не занимался вопросом о том, что стало с его учениками. Потому что свет, который излучал этот человек, безусловно, сродни свету Спандияра Кубеева и Бекета Утетлеуова. Его внук Мухамедкали Мырзагалиевич Шипин – известный в области и республике педагог. А его правнук Рустем Кенебаевич Сейлбеков работает учителем в Маяковской школе. Пару лет назад Рустем Кенебаевич проходил в Алматы курсы переподготовки директоров школ. Посещал исторические и памятные места города. В музее Динмухамеда Конаева обнаружил совершенно случайно письмо своего прадеда. Приятный привет от прадедушки как благословение.
Повторюсь, необычайно ярко проявил себя Омар Шипин в событиях, связанных с 1916 годом. Будучи великолепным наездником, он не только прекрасно владел домброй, но и умело управлялся с пикой, винтовкой и шашкой. По всему тому, что мы знаем о нём, он заслуживает и звания батыра. Одна из заповедей гласит: «Не сотвори себе кумира». Но было бы здорово, если бы современная молодёжь как жизненный ориентир избрала для себя светлый образ выдающегося земляка.
 

Сергей ВЕЧЕР,
учитель истории Докучаевской ОШ, Алтынсаринский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.