По Алтынсаринским местам

Выпуск - №39(636)   :   02.10.2024
88

Whats-App-Image-2024-09-26-at-09-53-37


Не всем так везёт, как нам, живущим в Алтынсаринском районе. Сами собой выстраиваются маршруты по сакральным и историческим местам района и области.

Эта поездка долго планировалась, и вот солнечным сентябрьским утром два педагога Докучаевской школы и пять школьников (больше не вмещает микроавтобус) отправились по алтынсаринским местам. Как известно, Ибрай (Ибрагим имя, данное при рождении) родился в ауле Омаркудук (колодец Омара). Сегодня это место взято под охрану государства и благоустроено. Есть беседка для отдыха, информационный стенд и сам колодец внтури деревянного сруба. Всё это гармонично смотрится на фоне красивого степного околка. Со слов старожилов, на этом месте в ХVІІІ-ХІХ вв. находилась ямская станция. Сохранились следы зимовок Балгожи бия. Приятно думать, что будущий великий педагог сделал здесь свои первые шаги.

Whats-App-Image-2024-09-26-at-09-53-38-1

Алтынсары – отца будущего просветителя – убили в схватке сарбазы Кенесары Касымова. Об одарённом сироте позаботился дед Балгожа. В те далёкие времена люди делились на бедных и богатых. Единородцы Ибрая были представителями рода ұзынқыпшақ. Род был влиятельным в регионе, и сам Ибрай далеко не был бедняком вопреки советской историографии. В тургайской степи, по словам очевидцев, паслась не одна тысяча лошадей, принадлежащих педагогу. Без материальной поддержки любое благое начало обречено.

А нам воды из вышеупомянутого колодца испить не пришлось, так как она застоялась. Колодец живёт, когда им пользуются люди. Даже жемчуг умирает без человеческого тепла. Было бы неплохо построить заезжий дом на святом для каждого казахстанца месте. Ведь немало посетителей и паломников бывает у колодца, тогда и вода не будет застаиваться, радуя живительной прохладой.

Whats-App-Image-2024-09-26-at-09-53-38

Отдав дань уважения святому месту, мы отправились дальше. Все , кто бывал в наших местах, отмечают красоту сарыкольской трассы. Слева и справа от дороги медь осин и золото берёз. Стоят величественные сосны в вечнозеленых кафтанах. Трасса проходит по территории Аракарагайской лесной дачи. Это не больше не меньше, а реликтовый бор. В этих краях сам Тамерлан проводил облавную охоту. Здесь же его воины увидели и добыли булана (лося), который и по сей день встречается в этих заповедных местах. Охотники хромого Тимура были удивлены видом этого животного. Последнего медведя здесь убили в 50-х годах позапрошлого столетия.

Навигатора у нас не было, поэтому пришлось созвониться с коллегами, знающими дорогу. Доехали до мемориального комплекса. Когда ты долго собирался и, наконец, находишься у самой цели, стоит немного постоять и помолчать... За баннером, рассказывающем о деятельности Ибрая Алтынсарина, оказался провал Инспекторского озера, заросшего ивняком и чернолесьем.

Дальше наш путь лежал в Костанай, в музей Алтынсарина. Конечно, музей впечатляет. Это по сути настоящий храм в честь великого просветителя. В нём какая-то особая, благоговейная атмосфера. Кажется, зазвенит звонок, появится в коридоре учитель и пригласит пройти в класс. Доброжелательный и очень компетентный экскурсовод музея Айгуль Касымтаевна поведала много интересного об учителе и его семье. Например, я узнал, что под куполом мавзолея покоятся девять членов семьи просветителя.

Дальше мы прошли к интернату Алтынсарина, сфотографировались у памятника, побывали и у новой скульптурной композиции у Центрального сквера. В конце путешествия мы посетили и областной историко-краеведческий музей, в экспозиции которого есть экспонаты, рассказывающие о жизни и деятельности просветителя.

Всё однажды заканчивается. Закончилось и наше путешествие. Школьникам предоставилась замечательная возможность прикоснуться к истории и имени одного из великих сыновей казахского народа. Как живой он встаёт перед глазами. Слышится звон школьного колокольчика и как призыв звучат вечно живые слова Ибрая Алтынсарина: «Давайте, дети, учиться!»...


Сергей ВЕЧЕР,
учитель истории Докучаевской ОШ,
Алтынсаринский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.