По следам Ибрая Алтынсарина

Выпуск - №48(545)   :   07.12.2022
569

Важное место в изучении биографии выдающихся личностей занимает сбор исследовательских материалов, которые приоткрывают неизвестные страницы жизни, стирают многие белые пятна в истории судеб видных деятелей прошлого. 

С результатами своих исследований Роза Шалапова выступила на Расулевских чтениях в г. Троицке

О великом учителе написано немало исследований, но есть ещё немало исторических фактов, которые требуют изучения. Одним из них является педагогическая деятельность Ибрая Алтынсарина в Троицке, а также его участие в качестве мецената в строительстве медресе Расулия. 

Меценатство Алтынсарина было не случайным, как представитель интеллигенции, он видел просвещение казахской (башкирской, татарской) молодёжи не только в светских школах, но и в мусульманских, ведь они приобщали бы молодёжь к тем духовно-нравственным нормам, которые были заключены в учении ислама. Он считал, что при правильном подходе в изучении религии должна присутствовать чёткая система вероучения, научного познания, а не бессмысленно и фанатично заучивать суры Корана. Это должен был быть гармоничный баланс знаний и нравственности. С этой целью Алтынсарин составил и издал учебник о мусульманском вероучении «Шариат-ул-ислам», опубликованный в 1884 году в издательстве Казанского университета. Ценность книги заключается в содержании, где изложены все основные положения ислама, написанные для народа простым и доступным языком. Ибрай Алтынсарин говорил: «Быть мусульманином – это не только одеваться в мусульманскую одежду или находиться среди них. Вначале нужно быть верующим, понять, что такое вера…» 

На сегодняшний день мусульманские теологи дают высокую оценку учебному пособию «Шариат-ул-ислам», как содержащему всё самое необходимое и при этом ничего лишнего. Таким образом, участие Алтынсарина в строительстве медресе «Расулия» имеет под собой веское обоснование в плане его мировоззрения и отношения к мусульманскому образованию. Р.Гизатуллин в монографии «Мусульманские учебные заведения дореволюционного Троицка» упоминает, что «в 1886 году на средства казахского купца Алтынсарина были построены деревянные здания учебного корпуса и общежития для шакирдов». Автор употребляет по отношению к Ибраю Алтынсарину слово «купец» - богатый торговец, у нас же такого человека называли «бай». Следовательно, в этих работах говорится о казахском бае Ибрае Алтынсарине – инспекторе киргизских школ и статском советнике. По роду своей профессиональной деятельности учитель часто бывал в Троицке по несколько дней. Значит, был знаком с известными деятелями города, в том числе и Зайнуллой Расулевым. Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира. Расулев и Алтынсарин – два единомышленника, современника одной эпохи оказывали друг другу действенную поддержку в стремлении внести всё самое лучшее и прогрессивное в дело просвещения.

В Троицке наряду с мусульманским образованием было и светское. В 60-е годы XIX века царская администрация работала над созданием сети русско-киргизских школ в степи. По инициативе управляющего областью Оренбургских киргизов востоковедом Василием Григорьевым в 1861г. открылось четыре маленьких киргизских школы, одна из таких была открыта в Троицке, куда Ибрай Алтынсарин поступил в качестве учителя. В.Григорьев в статье «Открытие киргизской школы в Троицке» пишет: «Теперь не то, что прежде: публика наша интересуется всем, что делается в отечестве по учебной части. В этой уверенности, нелишним считаем поделиться с соотечественниками местной нашей новостью в этом роде: в начале настоящего сентября открыта у нас в Троицке школа для киргизских детей; явление весьма отрадное во многих отношениях! Начнём известие с того, что, школа эта не первое учебное заведение, назначенное специально для образования киргизов….».

В книге Н.Ильминского «Воспоминания об Алтынсарине» мы находим такую запись: «…Алтынсарин рассказал мне, что по ходатайству и по проектам В.В. Григорьева открываются в зауральской киргизской области четыре маленьких киргизских школы: в Троицке, Оренбургском укреплении (ныне Тургай), Уральском укрепплении (ныне Иргиз) и еще где-то. В противуположность дорогой и роскошной обстановке Оренбургской киргизской школы, В.В. Григорьев придумал открыть несколько школ в самой степи самого простого и дешевого устройства. Учителями в эти школы назначены были киргизы, окончившие курс в 1857 году в Киргизской школе: Кулубеков, Мунсызбаев и Алтынсарин». 

В подтверждение этому Ибрай Алтынсарин в «Отчёте о состоянии казахских школ Тургайской области за 1880 г.» пишет: «В Тургайской области находятся два двухклассных и одно одноклассное училище, первые два – в Тургайском и Иргизском уездах, а последнее – в городе Троицке. Из них Тургайское и Троицкое существуют уже более 15 лет». Далее в этом же документе упоминается: «… для Троицкого нанималась квартира, также неудобная во всех отношениях..» Впоследствии это неудобство стало одной из причин перевода этой школы в Новониколаевск (Кустанай). 

Ибрай Алтынсарин, находясь на должности инспектора школ Тургайской области с 1879 года, постоянно курировал, проверял, составлял отчёты о положении школ, неоднократно ездил в Троицк, хлопотал по поводу оснащения, содержания, укомплектования учителей и учеников. И крайне был недоволен учебным состоянием школы в г. Троицке, в связи с чем было принято решение строить новую школу в Кустанае. В итоге, в 1884 году Троицкое двухклассное училище было переведено в г. Кустанай в новое кирпичное здание и стало называться Кустанайское двухклассное русско-казахское училище. На сегодняшний день эта школа в своем первоначальном виде не сохранилась, её снесли и на месте выстроили новое учебное заведение, которое носит имя великого казахского просветителя Ибрая Алтынсарина. 

Роза ШАЛАПОВА,
старший научный сотрудник Костанайского областного мемориального музея И.Алтынсарина, г. Костанай

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".