Важное место в изучении биографии выдающихся личностей занимает сбор исследовательских материалов, которые приоткрывают неизвестные страницы жизни, стирают многие белые пятна в истории судеб видных деятелей прошлого.
С результатами своих исследований Роза Шалапова выступила на Расулевских чтениях в г. Троицке
О великом учителе написано немало исследований, но есть ещё немало исторических фактов, которые требуют изучения. Одним из них является педагогическая деятельность Ибрая Алтынсарина в Троицке, а также его участие в качестве мецената в строительстве медресе Расулия.
Меценатство Алтынсарина было не случайным, как представитель интеллигенции, он видел просвещение казахской (башкирской, татарской) молодёжи не только в светских школах, но и в мусульманских, ведь они приобщали бы молодёжь к тем духовно-нравственным нормам, которые были заключены в учении ислама. Он считал, что при правильном подходе в изучении религии должна присутствовать чёткая система вероучения, научного познания, а не бессмысленно и фанатично заучивать суры Корана. Это должен был быть гармоничный баланс знаний и нравственности. С этой целью Алтынсарин составил и издал учебник о мусульманском вероучении «Шариат-ул-ислам», опубликованный в 1884 году в издательстве Казанского университета. Ценность книги заключается в содержании, где изложены все основные положения ислама, написанные для народа простым и доступным языком. Ибрай Алтынсарин говорил: «Быть мусульманином – это не только одеваться в мусульманскую одежду или находиться среди них. Вначале нужно быть верующим, понять, что такое вера…»
На сегодняшний день мусульманские теологи дают высокую оценку учебному пособию «Шариат-ул-ислам», как содержащему всё самое необходимое и при этом ничего лишнего. Таким образом, участие Алтынсарина в строительстве медресе «Расулия» имеет под собой веское обоснование в плане его мировоззрения и отношения к мусульманскому образованию. Р.Гизатуллин в монографии «Мусульманские учебные заведения дореволюционного Троицка» упоминает, что «в 1886 году на средства казахского купца Алтынсарина были построены деревянные здания учебного корпуса и общежития для шакирдов». Автор употребляет по отношению к Ибраю Алтынсарину слово «купец» - богатый торговец, у нас же такого человека называли «бай». Следовательно, в этих работах говорится о казахском бае Ибрае Алтынсарине – инспекторе киргизских школ и статском советнике. По роду своей профессиональной деятельности учитель часто бывал в Троицке по несколько дней. Значит, был знаком с известными деятелями города, в том числе и Зайнуллой Расулевым. Зайнулла Расулев – выдающийся башкирский мыслитель, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира. Расулев и Алтынсарин – два единомышленника, современника одной эпохи оказывали друг другу действенную поддержку в стремлении внести всё самое лучшее и прогрессивное в дело просвещения.
В Троицке наряду с мусульманским образованием было и светское. В 60-е годы XIX века царская администрация работала над созданием сети русско-киргизских школ в степи. По инициативе управляющего областью Оренбургских киргизов востоковедом Василием Григорьевым в 1861г. открылось четыре маленьких киргизских школы, одна из таких была открыта в Троицке, куда Ибрай Алтынсарин поступил в качестве учителя. В.Григорьев в статье «Открытие киргизской школы в Троицке» пишет: «Теперь не то, что прежде: публика наша интересуется всем, что делается в отечестве по учебной части. В этой уверенности, нелишним считаем поделиться с соотечественниками местной нашей новостью в этом роде: в начале настоящего сентября открыта у нас в Троицке школа для киргизских детей; явление весьма отрадное во многих отношениях! Начнём известие с того, что, школа эта не первое учебное заведение, назначенное специально для образования киргизов….».
В книге Н.Ильминского «Воспоминания об Алтынсарине» мы находим такую запись: «…Алтынсарин рассказал мне, что по ходатайству и по проектам В.В. Григорьева открываются в зауральской киргизской области четыре маленьких киргизских школы: в Троицке, Оренбургском укреплении (ныне Тургай), Уральском укрепплении (ныне Иргиз) и еще где-то. В противуположность дорогой и роскошной обстановке Оренбургской киргизской школы, В.В. Григорьев придумал открыть несколько школ в самой степи самого простого и дешевого устройства. Учителями в эти школы назначены были киргизы, окончившие курс в 1857 году в Киргизской школе: Кулубеков, Мунсызбаев и Алтынсарин».
В подтверждение этому Ибрай Алтынсарин в «Отчёте о состоянии казахских школ Тургайской области за 1880 г.» пишет: «В Тургайской области находятся два двухклассных и одно одноклассное училище, первые два – в Тургайском и Иргизском уездах, а последнее – в городе Троицке. Из них Тургайское и Троицкое существуют уже более 15 лет». Далее в этом же документе упоминается: «… для Троицкого нанималась квартира, также неудобная во всех отношениях..» Впоследствии это неудобство стало одной из причин перевода этой школы в Новониколаевск (Кустанай).
Ибрай Алтынсарин, находясь на должности инспектора школ Тургайской области с 1879 года, постоянно курировал, проверял, составлял отчёты о положении школ, неоднократно ездил в Троицк, хлопотал по поводу оснащения, содержания, укомплектования учителей и учеников. И крайне был недоволен учебным состоянием школы в г. Троицке, в связи с чем было принято решение строить новую школу в Кустанае. В итоге, в 1884 году Троицкое двухклассное училище было переведено в г. Кустанай в новое кирпичное здание и стало называться Кустанайское двухклассное русско-казахское училище. На сегодняшний день эта школа в своем первоначальном виде не сохранилась, её снесли и на месте выстроили новое учебное заведение, которое носит имя великого казахского просветителя Ибрая Алтынсарина.
Роза ШАЛАПОВА,
старший научный сотрудник Костанайского областного мемориального музея И.Алтынсарина, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.