Обелиски, стелы, мемориалы… Мы ставим их потому что помним, и хотим сохранить эту память как можно дольше.
История эта началась где-то лет двадцать назад, когда я стал работать в школе военруком. Однажды от коллег-педагогов братьев Игнатущенко я узнал, что Мариям Хакимжанова родилась в ауле Мезгиль, расположенном по дороге между поселками Сатай и Димитрова (ныне Танабай). Житель ныне несуществующего села Беляевки Анатолий Сусеков рассказывал, что ездил в Мезгиль к своей тёте в середине 70-х годов, и на тот момент из села выехали почти все жители. Выходит, что аула, в котором родилась выдающаяся казахская поэтесса, не стало более 40 лет назад. Как-то мне в руки попал поэтический сборник произведений Мариям Хакимжановой «Перевалы»: глубина её стихов не оставила меня равнодушным. Тогда же возникла идея установить какой-нибудь знак на месте её родного аула, потому что стираются в памяти лица и даты, уходят люди и вообще «земная слава проходит».
Когда я готовился ставить плиты с именами погибших карагайлинцев, в книге памяти «Боздақтар» наткнулся на имена погибших в боях за родину уроженцев аула Мезгиль. И тогда пришла ещё одна идея: на обратную сторону камня, посвящённого аулу Мариям, нанести имена 22 земляков-героев. Место указал и помог выбрать мой коллега из поселка Танабай Сергей Игнатущенко. Прошлой осенью мы с ним посетили Мезгиль. За лесом находится старое казахское кладбище, где покоятся многие родные и близкие поэтессы. Там же обрели там покой и родственники героев войны. Сергей Петрович как человек глубоко неравнодушный к истории родного края создал музейную комнату в своей школе. А 3 сентября мы вместе с ним установили памятную плиту на месте аула Мезгиль – малой родины Мариям Хакимжановой и 22 погибших фронтовиков. Нам помог и житель села Танабай Дмитрий Вороненко. Военруки района готовы были принять в этом деле самое живое участие, но из-за пандемии акцию пришлось отменить.
Судьба погибших воинов повторяет судьбу миллионов граждан нашей страны. Например, Жандарбек Акпамбетов родился в 1903 году, призван 26.02.42, погиб в бою 05.01.44; Шабали Бекмагамбетов 1912 года рождения пропал без вести 22.06.42…
Иногда люди спрашивают, зачем я это делаю – ставлю кресты, памятники, плиты… Но мы же не задаемся вопросом, когда в жаркий июльский полдень припадаем к роднику, чтобы утолить жажду. Вот и мне бы хотелось, пока жив, утолять жажду из родников народной памяти.
А в память Мариям Хакимжанвой родились у меня такие строки:
О, моя поэтесса! Степь напевы хранит.
Пред твоими стихами главу всякий склонит.
Родилась возле леса, где аул был Мезгиль.
Мне поведал об этом придорожный ковыль.
Память – горькая штука, прорастает быльём,
От рожденья до смерти слёзы горькие льём.
Ты доставила радость, щедро рифмы даря.
О тебе, Мариям, до сих пор говорят.
Время быстро проходит, опадает листва,
Но тебя не забудут в этих дивных местах.
Сергей ВЕЧЕР,
учитель краеведения Докучаевской СШ, Алтынсаринский район
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».