Там, где кончается асфальт

Выпуск - №24(521)   :   15.06.2022
621

Тема летнего отдыха школьников во все времена была актуальна. Как сработать так, чтобы каникулярное время было проведено с пользой для физического и интеллектуального развития ученика – вопрос совсем не праздный. 

В Пресногорьковской общеобразовательной школе в качестве одной из форм работы с детьми используются однодневные поездки на автобусе по родному краю. Благо история малой родины таит множество интересных, неожиданных открытий, степные дороги распахивают всё новые дали, манящие своей неизвестностью.

В теплый июньский день ватага школьников разного возраста, объединённых неподдельным интересом к поискам и приключениям, весело загрузилась в автобус, взявший курс в Жамбылский район Северо-Казахстанской области. Целью поездки группы стал аул Жана жол – место рождения классика казахской советской литературы, прозаика и драматурга, Героя Социалистического труда Габита Махмудовича Мусрепова, 120-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. 

За станцией Троебратное раскрыла свои объятия ковыльная степь, здесь царство вольного ветра и непуганых птиц на многочисленных озёрах. Более сотни лет назад в этих местах родился мастер слова, человек с большой душой и отзывчивым сердцем – Габит Мусрепов. У озёр, на тучных пастбищах вольно пасли скот сыйбан-кереи, и воздух свободы входил с рождения в их плоть и кровь. Люди, выросшие здесь, уже не могут жить в другом ландшафте, их врождённые таланты угасают в чужом мире иной реальности. 

О месте своего рождения Габит Мусрепов писал: «Большая жизнь обходила наш аул стороной. Она доносилась лишь бойким перезвоном колокольцев. Тройки к нам не сворачивали…». Слова его об отдалённости аула от широких столбовых дорог будто написаны сегодня. 

Автобус бойко колесит по пыльным степным дорогам Жамбылского района: опытный водитель Пётр Плиш уверенно ведёт машину по незнакомым местам. Степные дороги не хотят сразу отпускать гостей из своих объятий, и мы, поплутав между берёзовых колков некоторое время, въезжаем на асфальт небольшого уютного посёлка и направляемся по ухоженной широкой улице к музейному комплексу с бюстом писателя, домом-музеем и домом культуры. 

Давно канули в лету забвения вросшие в землю, подслеповатые землянки из дёрна, описанные писателем, посёлок вполне современный, с развитой инфраструктурой: больницей, средней школой, детским садом и интернатом. Увидев пару землянок, чудом не снесённых временем, школьники попытались представить условия живших в них сто лет назад аульчан. Но вот и гостеприимные работники местного дома культуры, современного светлого здания с тренажёрным залом и библиотекой, с проведённым евроремонтом. Клара Утегеновна Кошаева заметно волнуется, встречая большую группу пресногорьковчан, приехавших сюда не с пустыми руками: автор вручил экскурсоводу одну из своих книг. 

Несколько лет назад наш корреспондент Диана Коваль, активно изучающая творчество Мусрепова, вручила заведующему музейным комплексом поисковые материалы, связанные с учебой юного паренька Габита в Пресногорьковской школе. В этом направлении была проделана большая работа: прослежен жизненный путь учительницы русского языка, которую сам писатель считал человеком, давшим ему путевку в мир литературы. «Иногда меня спрашивают, почему вы стали писателем? Ответ у меня давно наготове: потому что так велела Сильвия Михайловна, моя учительница в Пресногорьковке. Я не мог её не послушаться», – написал классик в «Автобиографическом рассказе», будучи зрелым мастером пера.

Тогда же в школе были проведены районные Мусреповские чтения. В их проведении задействовали учащихся разных классов, были показаны презентации, театральные сценки по произведениям драматурга Мусрепова, активно использовались материалы из научной работы Дианы Коваль. Праздник, посвящённый писателю-земляку, прошёл на славу.

Автор с Кларой Кошаевой

После знакомства начинается экскурсия. Она напоминает увлекательное погружение в историческое прошлое родного края. Рассказ экскурсовода период за периодом, от генеалогического древа до этнографических материалов, так увлекает школьников, что они забывают о времени: задумываются, задают вопросы, на их лицах виден неподдельный интерес к происходящему. Услышанное ими ранее о жизни и творчестве писателя вдруг становится осязаемым, они сами будто прикасаются к моментам жизни не классика, а живого человека Габита Мусрепова со всеми его сомнениями, радостями, горестями, удачами, любовью к окружающему миру и людям. И уже вижу: книги на открытых стендах ребята открывают по-иному, и строчки в них видятся будто впервые, а это значит, что путешествие удалось. Музей наполнен множеством фотографий, документов, книг, подаренных писателем. В стеклянных стендах представлены личные вещи, характеризующие Габита Махмудовича как человека весьма скромного не только по нынешним, но и по меркам того времени. Припоминаю воспоминания моего деда, лично знакомого с писателем, о приезде сюда Габита Мусрепова с Дмитрием Снегиным. Деду хорошо запомнилась простота и душевность, с которыми известные писатели общались с обычными жителями окрестных сёл и аулов, как внимательно относились к их просьбам и выполняли их. 

Возвращаемся в Пресногорьковку через сосновый кордон. В царстве столетних сосен обнаруживаем место, где отдыхал Габит Мусрепов, где рождались строки его знаменитых произведений. Домик заброшен, но это отчего-то не наводит грусти, наверное, из-за буйства зелени вокруг, синего неба с барашками белых облаков над нами, целебного прозрачного воздуха и бьющей из каждой травинки и каждого листочка жажды жизни. Смех и радость от посещения этого места на привале неудержимы. На мачтовых соснах висят неведомо кем привязанные скворечники, в полуметровом слое опавшей хвои снуют вёрткие ящерицы и манят коричневыми шляпками первые грибы. 

Организаторы поездки – Татьяна Коваль и классный руководитель Айнагуль Жакупова – продумали до мелочей все нюансы этого путешествия, стараясь сделать его наиболее комфортным для своих учеников. Питание, вода, предметы гигиены, одеяла – всё было приготовлено их заботливыми руками.

Пора возвращаться назад вдоль целой цепи озер, в зеркальных блюдцах которых отразилось опрокинутое небо. 

Все впечатления от поездки остались теперь в хранилищах памяти наших учеников, которые только пополняются и никогда не пустеют. Эти впечатления, словно крупицы личного опыта от общения с историей, навсегда останутся в душах и сердцах ребят и послужат доброму делу воспитания настоящего гражданина нашего Отечества.

Сергей ВИНИЧЕНКО,
учитель истории Пресногорьковской ОШ, Узункольский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.