Облагороженный памятник в Сарыколе
К написанию статьи меня воодушевил патриотизм студента факультета журналистики КРУ Адильхана Ергали, понимание им важности глубоких знаний истории малой родины, его исследование «Край партизанской славы», опубликованное в вашей газете. Все наши земляки боролись за свою правду, о которой важно знать, по его мнению, и в этом Адильхан прав.
Марк Блок, выдающийся французский теоретик историографии, герой Сопротивления, узник концлагеря, расстрелянный фашистами в 1944году, писал, что «любая наука всегда будет казаться нам неполноценной, если она рано или поздно не поможет нам жить лучше. Как же не испытывать этого чувства с особой силой в отношении истории, чьё назначение, казалось бы, тем паче состоит в том, чтобы работать на пользу человеку, раз её предмет – это человек и его действия?». На мой взгляд, молодой, талантливый студент, автор статьи это осознаёт, его главная цель публикации – забота о воспитании миролюбивого подрастающего поколения в нашей полиэтнической стране.
Пионеры Урицкой СШ вместе с вожатой у памятника павшим борцам
Хочу дополнить, что активными участниками партизанского движения на севере Казахстана были и крестьяне Всесвятской волости Кустанайского уезда. Там в это время жили мои родители, папе было 15 лет, он остался живым. Архивы об этом событии на сей день я не нашла, по какой-то причине их нет. Сохранилась статья в газете «Совхозный рабочий»: «Повстанческое движение в Урицке (ранее Всесвятское, ныне Сарыколь) и окрестных сёлах», опубликованная в 1977 году на основе архивов, которые в то время были.
«Руководил повстанческим движением А.И. Миронов, родом из Самарской губернии. В 1912 году семья Мироновых переехала во Всесвятское. В конце первой мировой войны Александр Игнатьевич был мобилизован на военную службу. С первых дней в армии он приобщается к революционному движению и вскоре вступает в РКП(б). Зимой 1917-1918 г.г. по поручению партии Миронов возвращается на родину для организации Советской власти в посёлках области… 6 апреля 1919 года подпольщики восстали. Они обезоружили колчаковских милиционеров, арестовали представителей Сибирского правительства. Затем был созван сход, на котором образовали Совет и организовали отряд из добровольцев. В ближайшие посёлки были направлены агитаторы, организаторы Советской власти. Их деятельность повсеместно встречала сочувствие со стороны бедного населения... 15 апреля во Всесвятское вошли отряды карателей. Перевес в вооружении и внезапность нападения позволили им ворваться в село. Начались обыски, аресты, расстрелы. В этот же день был схвачен и расстрелян возвратившийся с боевого задания соратник и заместитель Миронова Николай Мачнев и 12 чехов, отказавшихся воевать против Советской власти и бежавших с колчаковского фронта».
Моей маме было тогда 17. По её воспоминаниям, жители села уговаривали Николая надеть мундир царской армии с двумя крестами за службу в армии, но он предпочёл смерть за Советскую власть. Долго в семье его брата Григория (моего отца) хранилась уже пожелтевшая на картоне фотография Николая. К сожалению, фотография не сохранилась, после похорон папы она пропала.
Далее в статье повествуется: «На второй день белогвардейские головорезы, располагая заранее составленным списком, где указаны сочувствующие советской власти, приступили к жестокой расправе. В этот день погибли около 120 красных партизан – бойцов дружины Миронова и активистов». В этой могиле похоронены брат моего деда Андрей Васильченко и два его сына. В семье из мужчин остался только двухлетний двоюродный брат моей мамы. Достойный продолжатель мужества его отца, за отвагу в битвах во время Великой отечественной войны он был награждён посмертно орденом Ленина.
У Александра Миронова тоже была трагическая судьба. «В посёлке Ермаковке Миронов был подвергнут жестокой пытке и затем зверски убит (засечён шомполами). В волости продолжался террор. Но никакие издевательства колчаковцев не могли сломить революционного духа народа. В селе Лихачёвке после уничтожения партизанским отрядом большого карательного отряда второй карательный отряд белых учинил жестокую расправу над жителями села. Около 20 человек были расстреляны и повешены. Среди них первый председатель сельревкома С.И. Котиловец. Но, когда его, избитого и изувеченного, вели на виселицу, он запел «Интернационал». Бандиты накинулись на него и стали избивать прикладами. Избитый, полуживой председатель сельревкома из последних сил бросил в лицо палачам: «Умираю за власть Советов!»
Все в этом движении боролись за свою правду и советскую власть, которая действительно дала тогда многое. Не только землю, заводы и фабрики, но и бесплатное всеобщее образование, здравоохранение и т.д. Наши земляки действительно достойны сохранения памяти об их подвиге.
Думающий о будущем поколении нашего края, о необходимости знаний истории, студент Ергали справедливо напоминает, что присутствует забвение этих страниц, иногда и памятники, где захоронены борцы за советскую власть, не ухожены. Но в Сарыколе не так давно всё изменилось, теперь памятник привлекает и как бы приглашает подойти и поклонится памяти павших борцов. Все сарыкольцы, которые причастны к реставрации памятника, достойны глубоко уважения, есть надежда, что их благородные дела будут и дальше служить развитию исторического мышления подрастающего поколения, которое является основой мира и согласия в нашей стране.
Светлана МАЧНЕВА,
Почётный гражданин Костанайской области,
почётный член Академии педагогических наук
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».