И есть в этом доме интересный отдел – маленькая мастерская, уголок труда или, если хотите, уютное местечко – отдел литературы по искусству. Здесь можно увидеть литературу по разным направлениям искусства, книги по рисованию, музыке, истории и биографии деятелей культуры РК, России и зарубежных стран. А ещё здесь работают кружки, каждую неделю, бесплатно.
«Есть только одно действительно неистощимое сокровище – это библиотека», – писал французский лексикограф Пьер Буаст. Но не менее ценно искусство, сопровождающее человечество практически с первых дней его существования. Сегодня, как и много лет назад, поделки, рисунки, открытки, сделанные своими руками, привлекают внимание, а самодельные игрушки и вовсе бесценны.
Всем известно, что ребёнок – прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Для реализации этих, заложенных природой задатков, и необходимо вовлекать детей в ручное творчество. Педагоги и психологи отмечают, что детей, увлечённых ручным трудом, отличает богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. Ручной труд хорошо развивает логику, мышление, память, а это и есть основа интеллектуального развития ребёнка.
Поэтому в 2020 году в библиотеке и появился кружок «Юный художник». Основная его задача – используя традиционные и нетрадиционные техники научить детей рисовать. На наших занятиях мы развиваем мелкую моторику, воображение, мышление, память, наблюдательность, интерес к окружающему миру, усидчивость, самодисциплину. Вместе с этим мы знакомим с многообразием цветов и оттенков, с различными техниками рисования. А также обучаем анализу внешнего вида предметов, правильному соотношению их размеров – сравнению. Даём возможность ребёнку самовыражаться, проявлять эмоции, делиться впечатлениями.
За время существования кружка мы рисовали в различных техниках: с натуры (изображение попугая, черепахи), мятой бумагой, нитью, мыльной пеной, солью, пеной для бритья, воздушными шарами, в технике Эбру, ватными палочками, используя смешанные техники (граттаж, монотипия) и т. д. Заметили, что самый большой интерес вызывают принесённые живые «натурщики» – с ними можно ещё и пообщаться. А с мыльной пеной и шариками – просто забавно взаимодействовать.
В процессе работы стало очевидным, что использование несложной техники + пошаговое исполнение, и ребёнок увидел: оказывается, рисовать не так уж и сложно! И ребёнок говорит: смотрите, у меня получается, здорово, я могу рисовать! Это пробуждает интерес и заставляет прийти к нам ещё раз.
Интересен ещё один кружок, где мы выполняем поделки из разного материала и в разных техниках «Оригами+». Здесь помимо творческих способностей мы развиваем у детей умение ориентироваться в проблемной ситуации, совершенствуем навыки работы с различными инструментами, точные движения рук, навыки самостоятельной работы и, конечно же, терпение и усидчивость.
Вместе с этим мы расширяем кругозор ребёнка, знакомя его с культурой разных стран, обогащается словарный запас, ведь мы знакомимся с новыми терминами, а также создаём условия для общения с другими ребятами и ровесниками.
За время существования кружка мы смастерили мыльные пузыри, театр теней, кинусайгу, панно из старых журналов, открытки, мягкую игрушку, вертушку, бильбоке и многое другое.
Важное дополнение! Большая часть занятий проходит при участии книг. Формы их применения – самые разные: мы организуем выставки, делаем обзоры, даём рекомендации, практикуем чтение... Все их перечислить просто невозможно. Но одно неизменно: книги для нас – не просто фон, а непосредственные участники происходящих событий, подсказчики и вдохновители новых идей, повод для общения. Элементы развлекательности, творчества и творческого поиска – вот та изюминка, которая привлекает и будет привлекать в библиотеку юных читателей. Ведь вещи, сделанные своими руками, доставят большое удовольствие детям. Они могут забрать поделки с собой, а затем подарить результат своего труда друзьям, близким. Всё это развивает эмоциональную сферу ребёнка. Можно сделать вывод, что ручной труд играет важную роль в развитии детей, обогащает их новыми впечатлениями, приобретёнными в практической деятельности. Мы – за умное поколение читающих и умелых!
Галия ИЩАНОВА,
заведующая отделом литературы по искусству ОДЮБ им. И.Алтынсарина
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.