Инструмент предков

Выпуск - №25(622)   :   27.06.2024
1215

Whats-App-Image-2024-06-21-at-11-00-35
 

Ежегодно в первое воскресенье июля в Казахстане отмечается Национальный день домбры. Как сказал выдающийся акын Кадыр Мырзалиев: «Нағыз қазақ - қазақ емес, нағыз қазақ –домбыра. Истинный казах – не сам казах, а его домбра». И это действительно так.

Настоящий казах не мыслил себя без домбры. Обычай иметь домбру дома, отводя ей почётный төр, сохранился до сих пор. На гриф домбры вешают пучок перьев филина – үкі, чтобы защитить её от сглаза и злых языков. В 2014 году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО включены искусство исполнения казахских кюев на домбре и навыки по изготовлению казахских и киргизских юрт.

А каков возраст домбры? По исследованиям археолога Кемаля Акишева из Алматинской области, наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих людей датируется периодом неолита. Этот инструмент сильно похож по форме на домбру, которая является прародительницей современных щипковых музыкальных инструментов.

Веками бережно хранит домбра национальный дух, передавая из поколения в поколение богатейшее культурное наследие народа. В звучаниях сакральной домбры – частичка души каждого жившего и ныне живущего на этой благодатной земле.

Радует ветеранов, как увлекается игрой на домбре подрастающее поколение. Во многих общеобразовательных школах и колледжах Рудного проводятся уроки домбры, работают кружки и домбровые оркестры, которые выступают на городских мероприятиях.

Любовь к музыке и домбре привила мне в школьные годы учительница, позже коллега, знаток казахского искусства и культуры Куланда Букешева. Нравится петь патриотические песни под домбру. А песня «Жас қазақ» мне, сыну солдата, без вести пропавшего в 1943 году, звучит как рассказ об отце.

Статус домбры – это престиж всего национального искусства. Это дань предкам и инструменту, занимающему особое место в истории казахстанцев. Популяризация национального инструмента, несомненно, будет способствовать дальнейшей консолидации общества и возрождению казахской культуры.


Жаксылык КАКЕНОВ,
ветеран государственной службы Костанайской области

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.