На занятиях в Детской художественной школе дети изучают различные предметы, в том числе и «Прикладную композицию». Это творческая работа учащихся с различными материалами, в процессе которой создаются полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.
Такая деятельность является декоративной, художественно-прикладной. На уроках прикладной композиции творческие и учебные задачи должны находиться в тесной взаимосвязи с другими дисциплинами, быть доступными для восприятия учащимися в соответствии с их возрастными особенностями. Очень важно в учебно-творческих работах реализовать знания, полученные на уроках рисунка, живописи, скульптуры, станковой композиции.
На 4 курсе предлагаются для изучения более сложные декоративные разработки, идёт определение темы и вида декоративно-прикладного искусства. Одна из тем «Коллаж» – стилизованная сюжетная композиция из различных материалов разной фактуры, один из видов многогранной техники аппликации. В соответствии с эскизом подбирается рабочий материал по цвету, тону и фактуре. В работе могут быть использованы неожиданные сочетания материалов и предметов, а так же близкие по цвету и тону, но различные по фактуре текстильные материалы: фетр, льняной холст различных оттенков, конопляный жгут, льняные нитки различной толщины и расцветок, бортовка, мешковина, пуговицы, бусы, тесьма, фотографии, обёртки, ткани, старые ключи, картон, тесьма, пряжа. Для коллажа можно взять любые подручные материалы, лишь бы они прочно приклеивались к плоской поверхности. Любой оказавшийся под рукой материал способен пробудить наше творческое воображение. Поиск неоднородных предметов, удачно взаимодействующих друг с другом, сулит немало новых и неожиданных декоративных решений.
Коллаж выполняется в определённой последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать как обязательное правило. Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими деталями, так как в их изображении трудно добиться точности. Кроме сюжетных композиций выполняем декоративные коврики в технике «коллаж». В своих работах дети используют орнамент: это не только декор вещи, он выделяет форму, делает её нарядной и праздничной, сохраняет за собой свою индивидуальность, образность. Используем традиционные, имеющие определённый канон орнаментальные элементы, что придаёт неповторимое своеобразие работе.
Карина Комок
Динара Агибаева
Виктория Руденко
Вера Югатова
Для выполнения задания требуется длительное время. Ребята должны бережно относиться к материалам, экономно их расходовать, уметь планировать свою работу и рационально использовать время. Чтобы ученики не потеряли интерес, подводятся итоги и оценивается результативность каждого занятия, что является стимулом для дальнейшей плодотворной работы.
Лариса ШЕФЕР,
ДХШ, г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.