Театр – это мозаика жизни

Выпуск - №46(543)   :   23.11.2022
563

Театр просвещает ум, наполняет светом нашу душу. Он учит видеть вещи, людей, самого себя. В театре не играют, а живут. 

Мы уверены: каждый ребенок талантлив по-своему. Раскрыть этот талант и погрузить детей в мир жизненных интуиций стало одной из задач кружка «Театр – это мозаика жизни». Учащимся 2-11 классов была предложена диагностика «Моё отношение к театру». В опросе приняли участие 300 человек. Результаты говорят сами за себя. Всё реже взрослые и дети посещают театр, а чаще заполняют ряды кинозалов. Большинство предпочитают театру простые просмотры фильмов, сериалов. Зачем выходить из дома, когда столько всего показывают по телевидению, а домашний интернет позволяет выбрать из огромного количества фильмов те, которые хочется посмотреть? Современный мир, высокие технологии, скоростная передача информации на большие расстояния заставляют человека прибегать к поиску более оснащённых развлечений. 


Однако театр по-прежнему живёт. Ведь только театр может дать заинтересованному человеку живое восприятие действительности. Об этом говорят старшеклассники, отвечая на вопрос «Чем отличается театр от других видов искусств?»
Анастасия Назарова: «Театр – это искусство жить. В театральной игре есть живая отдача». Ольга Неживова: «Театр – это зрелищный вид искусства». Владислав Сигай: «Его можно назвать «живым искусством». Карина Омарова: «Только в театре мы можем видеть живые эмоции и переживания и пропускать их через себя».

Разве эти высказывания не говорят о театре, как о мозаике жизни? Задачей театра всегда было духовное развитие и нравственное очищение зрителей через сопереживание героям. К великому сожалению, мы не задумываемся над тем, что актёрская практика развивает в человеке умение грамотно излагать и доносить свою мысль, умение разбираться в людях и сопереживать, эстетическое чувство. 

В нашей школе стало доброй традицией проводить конкурс инсценированных эпизодов из книг-юбиляров. В представлениях принимают участие юные талантливые актёры – учащиеся со второго по одиннадцатые классы. В этом учебном году с ноября по январь проходит фестиваль театрализованных представлений по книгам – юбилярам 2022, 2023 годов. Открыть фестиваль была предоставлена возможность учащимся начальных классов. Выступления юных актёров привлекли внимание зрителей своей оригинальностью, актёрским мастерством и творческими находками.

Это одна из форм реализации республиканского проекта «Дети и театр». Очень ценна идея проекта: обеспечение условиями для самореализации творческих возможностей и потребностей детей. Вот мы и стараемся создать такую среду, которая способствовала бы самоутверждению личности в определенной сфере творческой деятельности. Для каждого неравнодушного учителя и классного руководителя очень важны задачи проекта: развитие способностей театрально-исполнительской деятельности; накопление учащимися знаний об искусстве театра; формирование навыков общения; привитие учащимся эстетической культуры. Мы уверены в том, что школа – это одна из ступенек развития личности человека. Богатый внутренний мир, наполненность чувств, творческая фантазия, воображение, одухотворённость – это и есть рождение театрального образа. Вот поэтому в работе кружка особое внимание уделяется рекомендациям по инсценированию. 

Через какие ступени развития актёрских способностей должен пройти тот, кто решил развить свои творческие способности? Знать свой творческий потенциал и владеть им. Участвовать в ролевых диалогах. Обогащать свой словарный запас путём чтения художественной литературы. Работать над ораторским мастерством. Оформлять театральные афиши. Моделировать жизненные ситуации.

Театр – волшебный мир. Играя, ребёнок познает жизнь. Может ли быть место на уроке инсценированию? Несомненно. Это и ролевые проекты в форме инсценирования собственных сказок и рассказов. Что это даёт? Во-первых, формируются коммуникативные умения, способность взаимодействовать, во-вторых, развивается ораторское мастерство и творческое воображение. Инсценирование на классных часах (особенно, если формируется класс) способствует формированию психологической совместимости. Помимо передачи знаний, школа, реализуя ролевые проекты, развивает творческое воображение, коммуникативность, учит преодолевать стереотипы. 

В наше особенное время роль театра велика. Он исцеляет человека изнутри. Что происходит в сознании зрителя, когда он вступает мысленно в диалог с актёрами? Возможно, он пытается пересмотреть свои взгляды на что-то и решить проблему. В театре, как в зеркале, отражается жизнь. Наша задача – посредством включения детей в театральные представления дать возможность почувствовать им, что, по словам Куприна, «нет ничего особенного у гениального человека, чего бы не было в зародыше у обыкновенного». Нам бы не оставить без внимания этот зародыш. Дать ему возможность прорасти. И в этом поможет театр, как мозаика жизни. 

Моё кредо как руководителя кружка заключается в замечательных строках поэта Бориса Пастернака: 

Во всём мне хочется дойти
До самой сути: 
В работе, в поисках пути, 
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней, 
До их причины, 
До оснований, до корней, 
До середцевины. 
Всё время схватывая нить 
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить, 
Свершать открытья…

Надежда ВОЛОСЯН, 
руководитель республиканского проекта «Дети и театр»,
учитель русского языка и литературы ШЛ №2, г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.