Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое, нравственно-патриотическое воспитание его участников, создание атмосферы радости творчества, сотрудничества. Общее состояние ребёнка, его эмоциональная настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения.
Необходимо стремиться к тому, чтобы сделать жизнь ребят весёлой, интересной, яркой и содержательной. Одним из таких эффективных средств воспитательного воздействия, гармоничного развития и творческой самореализации школьников являются занятия в кружках дополнительного образования. В Пешковской образовательной школе от Дома детского творчества с начала этого учебного года начали работу два кружка по театральной деятельности: театр кукол «Аigolek» и театральный кружок «Алые паруса». Занятия кружков посещают дети в возрасте от 6 до 15 лет (по 20 человек в каждой группе).
Особенностью кружка театра кукол «Аigolek» является то, что ученики сами изготавливают куклы, декорации, афиши, а потом играют в театрализованных постановках, то есть происходит слияние декоративно-прикладного детского творчества и театрализации кукольных спектаклей. Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои шедевры.
Театральный кружок «Алые паруса» ориентирован на всестороннее развитие личности ребёнка, его индивидуальность. Приучает детей к свободе выражения чувств через движение, мимику, пластику, интонацию, учит детей спокойному общению между собой и с взрослыми, способствует устранению многих комплексов, создаёт эмоционально благоприятный климат в группе, укрепляет физическое и душевное состояние ребенка. Занимаясь два раза в неделю по два часа в день, дети получают огромный заряд энергии. Выступая перед зрителями, ребята отдаются своей роли полностью, получая восхищение и похвалу со стороны педагога и родителей. Не меньшую важность в развитии личностных качеств ребёнка имеет работа в команде. Ставя перед детьми одну общую задачу, я формирую в детях ощущение сплочённости, понимания ответственности перед командой, умение находить общий язык со сверстниками.
Дети, которые занимаются в театральном и кукольном кружке, могут раскрыть свои таланты артиста, кукловода, режиссёра, певца, художника, звукооператора, сценариста… Театральная деятельность включает множество профессий и направлений. Дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, умение сконцентрироваться, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействовать с партнёром, самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения. На каждом занятии отрабатывается дикция, ведётся работа над интонационной выразительностью речи, воспитывается культура речевого общения, активизируется словарный запас детей, закрепляется правильное произношение звуков.
За время работы кружков (первое полугодие) были проведены беседы с детьми «История создания кукольного театра», «Что такое театр», «Актёр – главное чудо театра», «Что значит «играть роль?». Ребята совершили виртуальную экскурсию по театрам Казахстана. Во время практических занятий работали над дикцией, умением передать образ выбранного героя. Разучивали постановки по народным сказкам и басням Ивана Крылова. Участвовали в районом конкурсе «Мы против коррупции» с театральной постановкой «Как коза с коррупцией повстречалась», разучивали сценку «Все профессии нужны, все профессии важны!» для показа учащимся младших классов школы.
Воспитанники кружа «Аigolek» освоили умения действовать с пальчиковыми куклами в процессе разучивания и показа пьес по мотивам русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Репка», «Теремок». Работали с настольным театром «Три поросёнка». Познакомились с историей создания перчаточных кукол, учились быть актерами-кукловодами, обыгрывая небольшие эпизоды из сказок. Работая над сценическим движением и актёрским мастерством, ребята практиковались в выполнении упражнений и этюдов с куклами и ожившими предметами. Познакомились с устройством ширмы, правилами работы над ширмой, за ширмой.
Готовясь к показу кукольного представления, театральной постановки ребята познакомились с технологией изготовления кукол, с различными видами декораций к спектаклю, с профессией художник-оформитель в театре. К примеру, участниками театра кукол Виктором и Елизаветой Семака был изготовлен настольный конусный театр «Три поросёнка». Но особенно хочется отметить участницу театрального кружка девятиклассницу Софью Штеле Софью, которая стала у нас художником-оформителем, декоратором, кукольных дел мастером, костюмером для обоих кружков. Софьей были изготовлены персонажи пальчикового театра (из фетра), перчаточные куклы для сказок «Колобок» и «Теремок» (связаны крючком), тростевые куклы Дед Мороз и Снегурочка для сказки «Как колобок за ёлочкой в лес ходил». Также изготовлены ширмы для настольного театра, для театра перчаточных кукол, декорации, оформление ширм. К показу музыкально-литературной постановки «Образование казахского ханства» Софьей была проделана большая работа по подготовке самых сложных костюмов и декораций: костюм Золотого человека, юрта, конь и другие.
Творческая работа ребят, посещающих кружки, не ограничивается стенами родной школы. Ребята активно участвуют в конкурсах разного уровня. В октябре прошлого года воспитанники театрального кружка приняли участие во втором республиканском онлайн-конкурсе «Золотая осень». Ученики 4 «А» класса Максим Литвинов, Евгений Курачев заняли 1место в номинации «Красноречие». А в начале января этого года ребята приняли участие в республиканском конкурсе «С Новым годом!». Максим Литвинов, Евгений Курачев, Арсений Кытманов и ученик 3 «Б» класса Виктор Семака заняли 1 место в номинации «Красноречие», а ученица 9 «Б» класса Софья Штеле заняла 1место в номинации «Рукоделие».
Однако главным событием для нас стало участие театрального кружка «Алые паруса» и театра кукол «Айгөлек» в районном конкурсе «Армандастар». На конкурсе мы представили две работы: музыкально-литературную постановку «Образование казахского ханства» и кукольный спектакль «Как колобок за ёлочкой ходил». Целую неделю до этого ребята старательно готовились: репетировали роли, мастерили костюмы и реквизиты. Усилия и старания ребят были вознаграждены аплодисментами зрителей и решением жюри. Театральный коллектив «Алые паруса» был награждён грамотой в номинации «Лучшая мужская роль», а коллектив театра кукол «Айгөлек» занял 2 место. Но главное, что во время этого конкурса ребята смогли пообщаться с другими участниками театральных коллективов, обменяться с ними идеями, опытом. Дети ехали домой с массой положительных эмоций и большим желанием продолжать творческую работу.
Хочется сказать большое спасибо всем ребятам: Максиму Литвинову, Евгению Курачеву, Владиславу Богомаеву, Вячеславу Титаренко, Эвелине Ражевой, Алтынай Ильясовой, Софье Штеле, Александре Шевелевой за активность и творчество. Большое спасибо их классным руководителям Ольге Бараной и Ларисе Карпенко за поддержку. Творческая работа продолжается!
Татьяна БОРОВКОВА,
педагог дополнительного образования Дома детского творчества, Фёдоровский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.