Проработав много лет учителем лепки и скульптуры в Детской художественной школе, хочу поделиться своими наблюдениями и размышлениями.
Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым искусственным материалом, созданным человеком. Можно сказать, что керамика – это та же сказка, только воплощённая в материале. Пословицы и поговорки, былины и небылицы помогают « оживить» глину и изделия из неё, заглянуть в далёкое прошлое, превратить лепку в увлекательное путешествие во времени.
Уникальная методика лепки из глины и пластилина проста в освоении и не сравнима ни с чем по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на ребёнка определённое психотерапевтическое воздействие. Руки и пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого – рационального, анализирующего и правого – интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого куска глины оригинальные образы. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
На занятиях по лепке очень важно создавать атмосферу доверия и доброжелательности. Эта методика учит синтезу, что очень важно в наше время. В Детской художественной школе лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста 6-7 лет, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Занимаясь лепкой, учащиеся развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают в себе организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе, а также умение планировать творческий процесс. На своих уроках я стараюсь познакомить ребят с историей художественных народных керамических промыслов (например, дымковской и филимоновской игрушек), рассказываю о возможностях изготовления предметов, несущих помимо эстетических качеств ещё и утилитарные функции, которые могут стать незабываемым подарком или украшением собственного дома, привнося атмосферу доброты и уюта.
Многие ученики, прежде незнакомые со скульптурным творчеством, с удовольствием начинают с азов лепки из глины. Этот материал привлекателен своей пластичностью, мягкостью, податливостью. Творчество – это всегда поиск, иногда очень долгий, но детям не терпится поскорее увидеть результат своего труда. Поэтому первые задания для них не слишком сложные. Мы начинаем с лепки любимых домашних питомцев, перед этим ребята делают карандашные зарисовки (эскизы). Такая работа позволяет хорошо знакомую форму лепить из целого куска, а также решать и композиционную задачу. Усилить художественную выразительность композиции можно небольшим интересным декором.
Как же сделать так, чтобы работа вызывала интерес и была живой? Приступая к ней, прежде всего, нужно подумать о замысле, теме, о том, что юный скульптор хочет показать. Будет ли это какой то предмет или фигура птицы, животного, человека – в каждое произведение необходимо вложить творческую мысль. Делая более сложные работы, особое внимание уделяем поиску динамики, обращаем внимание на правильную передачу пропорций тела, плавность и изящность линий в зависимости от характера трёхмерного изображения. В этом нам помогают различные анатомические таблицы и рисунки, а так же работы учащихся из методического и выставочного фондов.
В ДХШ большое внимание уделяется творческому переосмыслению культурного наследия прошлого. И одной из важных составляющих учебного процесса является изучение искусства и культуры древнего и современного Казахстана. Понимая язык произведений древнего искусства, дети учатся мыслить на нём. Осознание истоков языка национального народного творчества помогает лучше понять закономерность единства формы и содержания, а так же использовать свои знания для создания оригинальных образно-пластических решений, преобразуя их в новые интересные замыслы.
Юрий ГЕЙС,
ДХШ, г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.