С 1 сентября продолжила свою работу хореографическая школа «Карнавал» г. Костаная. И не просто продолжила, а ведёт активную творческую деятельность, генератором которой, конечно же, выступает руководитель школы и ансамбля «Карнавал» Шамиль Фахрутдинов.
Ученики и педагоги работают как дистанционно, так и в обычном режиме, по группам. Для хореографической школы это очень важно. Личный контакт с преподавателем здесь незаменим, особенно для новичков.
– Отрадно, что мы сумели сохранить коллектив учеников, – говорит Шамиль Фахрутдинов. – Родители дали согласие на то, чтобы дети занимались очно. Педагоги также готовы работать в штатном режиме. Все вышли на занятия: от 4-5-летних детей до старшеклассников – участников ансамбля «Карнавал». И эта стабильность в такое непростое время очень радует. В послании Президента, которое я внимательно слушал, была такая фраза: «Учреждения дополнительного образования должны работать». Первый человек страны дал толчок, и сразу же появились необходимые нормативы, какие-то ограничения стали убираться. Мы начинали с группами по пять человек, но так невозможно работать, педагогу только с одной возрастной группой приходилось заниматься весь день. А ещё в перерывах обработка, проветривание кабинета. Сейчас мы работаем группами по 15 человек, и это гораздо эффективнее. Конечно, соблюдаются все санитарные нормы, есть санитайзеры, питьевая вода – всё, что нужно для безопасной работы, которая продолжается с утра до вечера.
График работы хореографической школы очень насыщенный. Как пояснил Шамиль Алексеевич, главная задача сейчас – сохранить интерес детей к занятиям, их форму, наработки. А для этого необходимо, чтобы ученики приходили в танцевальные классы.
– В дистанционной форме на педагогов нагрузка больше: каждого ученика в отдельности надо посмотреть, каждому показать и подсказать, что он делает правильно, а что нет. Дистанционно максимум можно отрабатывать то, что в классе было поставлено. А разучивание материала требует присутствия детей перед педагогом. Особенно это важно для младшей группы, которую мы только что набрали. Им надо ставить ножки, ручки. Как это сделать через экран? Как объяснить родителям, что должны уметь дети? Наверняка, есть свои сложности и в музыкальной, и в художественной, и в технической школах. И хвала педагогам дополнительного образования, которые нашли возможность работать по-другому, сохраняя детей, преумножая их достижения. Наши учителя очень самоотверженно работают, чтобы вытянуть программу, не растерять те навыки, что мы накопили, восстановить репертуар.
Жизнь продолжается, с заразительным оптимизмом говорит Шамиль Алексеевич. И поводов для позитива немало. Буквально недавно в «Карнавале» побывал хореограф из Государственного ансамбля танца (г. Нур-Султан), с которым за сутки был поставлен редкостный по красоте танец на мелодию казахской народной песни «Назбике». Челябинский постановщик современной хореографии Артём Пахомов прислал одну из своих работ, которая уже разложена на каждый такт, каждое движение, и юные танцоры начинают её разучивать. А летом впервые работал пришкольный танцевальный лагерь для воспитанников хореографической школы. До обеда дети приходили заниматься танцами со своими руководителями. Итогом стали шесть номеров, отснятые на видео. Всё это смогли посмотреть родители, чтобы оценить уровень подготовки детей, поскольку сейчас нет ни отчётных концертов, ни выступлений на мероприятиях. А ребятам очень важно показать себя, они стремятся выходить на сцену.
– На неделе у нас будут открытые уроки, где педагоги по итогам четверти покажут, что успели сделать. Это стимулирующие вещи. Такие открытые уроки мы будем проводить в конце каждой четверти, снимать на видео и отправлять родителям, чтобы они видели результат проводимой работы, – рассказал Шамиль Фахрутдинов. – Я благодарен родителям, что они с пониманием ко всему относятся, поддерживают детей, сотрудничают с педагогами, которые, в свою очередь, встречают, провожают каждого ребёнка. Все сейчас задействованы в том, чтобы дети не остались без внимания.
Ещё один немаловажный способ работы «Карнавала» – видеоконцерты. Это тоже инициатива Шамиля Алексеевича, который известен и как режиссёр массовых мероприятий. Ко Дню учителя артисты областной филармонии и ансамбль «Карнавал» записали видеоконцерт, посвящённый педагогам области. Сейчас идёт работа над концертом ко Дню Первого Президента, в котором примут участие ансамбль танца и коллективы Детской музыкальной школы. Ещё одна запись будет ко Дню независимости с коллективами Школы детского творчества. «Карнавал» также примет участие в записи концерта филармонии к главному празднику страны. И зрители увидят совершенно новые номера знаменитого ансамбля.
– Мы живём мечтами и их осуществлением, – говорит Шамиль Фахрутдинов. – Сидеть и ждать – это не в моём характере. Мне хочется бередить все организации дополнительного образования, и они с благодарностью откликаются.
Сам Шамиль Алексеевич использует каждую минуту свободного времени. Много читает: Паустовский, Айтматов, Бондарев, мемуарная литература. Много смотрит фильмов, передач, связанных с хореографией. А для школы записывает видеоуроки с собственными рассказами, комментариями. Весной это были 14 сюжетов о людях, которые работали с «Карнавалом»: уникальные профессионалы, мэтры, живая история хореографического искусства. А сейчас уже готовы 15 уроков «Танцевальная культура мира», где используется огромный видеоматериал, документальное кино.
– Главное, чтобы поскорее пандемия закончилась, чтобы мы и наши близкие были здоровы, – говорит Шамиль Алексеевич. – Я сейчас особенно часто вспоминаю песню Розы Рымбаевой «Верю в завтрашний день». Вот и я верю в завтрашний день. Я знаю, что мне надо быть сильнее, потому что за мной взрослые и дети, для которых «Карнавал» стал сбывшейся мечтой.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.