Настольные игры: от формирования интереса к профессии до выбора трудового пути

Выпуск - №6(654)   :   13.02.2025
478

5

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится всё более актуальной. Основной задачей школы была и остаётся социализация ребёнка, т.е. помощь в усвоении социального опыта и овладении им.

1


Для каждого ученика важно не допустить ошибки при выборе будущей профессии, так как это важный шаг в жизни. Роль педагога-профориентатора важна и ответственна. Это помощь по профессиональному ориентированию с использованием массы методов: консультирование учащихся и родителей, тесты, диагностика способностей и личностных особенностей, классные часы, экскурсии. «Дифференциально-диагностический опросник», «Карта интересов», «Карта склонностей», «Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности», беседы.
Современный рынок труда предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этими требованиями необходимо уделять огромное внимание проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодёжи и учащихся, которое должно опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.

3


Проводя работу по профориентации учащихся, было определено, что наиболее эффективным средством социализации является игра. Именно она позволяет реализовать задатки и способности, лидерский и интеллектуальный потенциал, организаторские умения, развивать находчивость, внимание, мышление и фантазию. Для меня как педагога-профориентатора настольные игры стали действенным инструментом. Ведь настольная игра – это не только отдых и развлечение, но и увлекательный, эффективный способ развития важных профессиональных и личностных качеств: умение решать нестандартные педагогические задачи, формировать креативное мышление, развитие ораторских способностей, умение презентовать свои идеи, работать в команде, активизировать познавательный интерес и многое другое.

4


Разнообразие профориентационных настольных игр настолько велико, что они могут использоваться как в начальной школе (на этапе знакомства с миром профессий), так и в работе со старшими школьниками (при формировании осознанного выбора и дальнейшей стратегии образования). Профориентационные настольные игры способствуют расширению представлений о мире профессий и развивают эрудицию. Игры также способствуют выявлению направленности и интереса, что важно при определении себя как личности в дальнейшем.
Работа с настольными играми была начата с игры «Профессия мечты». Эта игра раскрывает огромное количество профессий, во время игры развиваются представления о той или иной деятельности человека. В процессе работы было установлено, что настольные игры – наиболее успешный вид деятельности. А результат всей проведённой работы – создание профориентационного кабинета, в котором учащиеся работают по четырём направлениям: «Аграрное», «Экологическое», «Театральное» и «Педагогическое». А помогли нам выявить все эти склонности и предпочтения учащихся настольные игры «Игра в жизнь» и «Путь в будущее».
«Игра в жизнь» – классическая настольная игра-бродилка в стиле «Монополии», но с более весЁлым сценарием. ЕЁ участники получают возможность прожить жизнь по-новому. Игра представлена в разных версиях и обещает немало приключений. Всё, что хотелось бы воплотить в реальности, можно попробовать в игровом формате. Всего за один час есть шанс пройти большой и захватывающий жизненный путь до самой пенсии. Тут легко взять в руки свою судьбу, и посмотреть на многое со стороны.
Игра «Путь в будущее» помогает подросткам самостоятельно строить образовательные и карьерные траектории с учётом личностных ресурсов, определяться с выбором сферы интересов. Настольная игра входит в состав УМК «Развитие личностного потенциала подростков» и дополняет его в части работы по профориентации.

2


Получив огромный опыт и изучив все потребности и интересы учащихся, было создано несколько собственных игр: «Мир вокруг тебя», «ЗОЖка», «Попробуй профессию на вкус». Кстати, именно с помощью игры «Попробуй профессию на вкус» мы выявили детей, которым нравится изобретать, которые создают или совершенствуют технические механизмы. Конечно, одной игрой работа не закончилась, помимо этого были и диагностика, и беседы с учащимися и родителями. Вследствие чего было создано ещё одно направление в профориентационной работе «Инженерное».
Но хочу более подробно рассказать о работе педагогического направления, а именно об образовательном проекте «FuTeacher», который успешно действует с 2022 года с учениками 8-11 классов, желающих стать в будущем педагогами. На сегодняшний день очень актуальный и острый вопрос – популяризация профессии учителя. Всё больше терпения, такта и мужества требуется современной молодёжи для того, чтобы стать педагогом.
 Думая, как разнообразить нашу работу с участниками педагогической студии «FuTeacher», у нас с ребятами появилась идея о создании настольной игры, связанной напрямую именно с учительской профессией. Тем самым развить у школьников мотивацию к выбору педагогических профессий и привлечь в наши ряды ещё больше ребят. Так родилась настольная карточная игра «Чемоданчик мудрости» для учащихся 7-8 классов, предназначенная для знакомства подростков с профессией педагога и получения первичных знаний. Для эффективности получения информации эту игру рекомендуется проводить в небольших группах (от 3 до 6 человек).
Процесс выбора профессии является одним из важнейших этапов в жизни подростка. Многие сталкиваются с дилеммой, не зная, кем хотели бы стать в будущем. Для помощи в этом вопросе и разрабатываются профориентационные игры, которые помогают подросткам понять свои интересы, способности и склонности. Отработав все нюансы новой профориентационной игры, нами были учтены плюсы и минусы, проработаны каждая деталь, каждая мелочь, ведь, если ребёнку нравится игра, он активно участвует, пробует свои силы, значит, учится.
Участники педагогической студии решили провести игру с ребятами 7 класса, и результаты превзошли ожидания. Пять учеников, участвовавших в игре, проявили живой интерес к педагогике и решили связать свою будущую жизнь с этой профессией. Это является ярким примером того, как настольные профориентационные игры могут вдохновить подростков на выбор профессии. Участие в таких играх позволяет не просто услышать о различных профессиях, но и попробовать себя в определённой роли. Это помогает детям лучше понять, нравится ли им это занятие, насколько они готовы развиваться в этом направлении и какие шаги им нужно предпринять для достижения своей цели.
Для меня организация работы «FuTeacher» – дело чрезвычайно тонкое и сложное. Здесь таится множество трудностей, и любая сторона этого интересного дела представляет вопрос, на который нет готовых ответов. Каждый день в педстудии неповторим в сочетаниях методов, средств и личного элемента, привносимого каждым членом студии. Занятия в студии позволяют оказать действенную интеллектуальную и эмоциональную помощь ребятам, которые осваивают новую технологию и методику обучения.

Светлана ПЧЕЛИНЦЕВА,
педагог-психолог Железнодорожной ОШ, Карасуский район

Реклама

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.