Настольные игры: от формирования интереса к профессии до выбора трудового пути

Выпуск - №6(654)   :   13.02.2025
520

5

Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится всё более актуальной. Основной задачей школы была и остаётся социализация ребёнка, т.е. помощь в усвоении социального опыта и овладении им.

1


Для каждого ученика важно не допустить ошибки при выборе будущей профессии, так как это важный шаг в жизни. Роль педагога-профориентатора важна и ответственна. Это помощь по профессиональному ориентированию с использованием массы методов: консультирование учащихся и родителей, тесты, диагностика способностей и личностных особенностей, классные часы, экскурсии. «Дифференциально-диагностический опросник», «Карта интересов», «Карта склонностей», «Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности», беседы.
Современный рынок труда предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этими требованиями необходимо уделять огромное внимание проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодёжи и учащихся, которое должно опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути её реализации.

3


Проводя работу по профориентации учащихся, было определено, что наиболее эффективным средством социализации является игра. Именно она позволяет реализовать задатки и способности, лидерский и интеллектуальный потенциал, организаторские умения, развивать находчивость, внимание, мышление и фантазию. Для меня как педагога-профориентатора настольные игры стали действенным инструментом. Ведь настольная игра – это не только отдых и развлечение, но и увлекательный, эффективный способ развития важных профессиональных и личностных качеств: умение решать нестандартные педагогические задачи, формировать креативное мышление, развитие ораторских способностей, умение презентовать свои идеи, работать в команде, активизировать познавательный интерес и многое другое.

4


Разнообразие профориентационных настольных игр настолько велико, что они могут использоваться как в начальной школе (на этапе знакомства с миром профессий), так и в работе со старшими школьниками (при формировании осознанного выбора и дальнейшей стратегии образования). Профориентационные настольные игры способствуют расширению представлений о мире профессий и развивают эрудицию. Игры также способствуют выявлению направленности и интереса, что важно при определении себя как личности в дальнейшем.
Работа с настольными играми была начата с игры «Профессия мечты». Эта игра раскрывает огромное количество профессий, во время игры развиваются представления о той или иной деятельности человека. В процессе работы было установлено, что настольные игры – наиболее успешный вид деятельности. А результат всей проведённой работы – создание профориентационного кабинета, в котором учащиеся работают по четырём направлениям: «Аграрное», «Экологическое», «Театральное» и «Педагогическое». А помогли нам выявить все эти склонности и предпочтения учащихся настольные игры «Игра в жизнь» и «Путь в будущее».
«Игра в жизнь» – классическая настольная игра-бродилка в стиле «Монополии», но с более весЁлым сценарием. ЕЁ участники получают возможность прожить жизнь по-новому. Игра представлена в разных версиях и обещает немало приключений. Всё, что хотелось бы воплотить в реальности, можно попробовать в игровом формате. Всего за один час есть шанс пройти большой и захватывающий жизненный путь до самой пенсии. Тут легко взять в руки свою судьбу, и посмотреть на многое со стороны.
Игра «Путь в будущее» помогает подросткам самостоятельно строить образовательные и карьерные траектории с учётом личностных ресурсов, определяться с выбором сферы интересов. Настольная игра входит в состав УМК «Развитие личностного потенциала подростков» и дополняет его в части работы по профориентации.

2


Получив огромный опыт и изучив все потребности и интересы учащихся, было создано несколько собственных игр: «Мир вокруг тебя», «ЗОЖка», «Попробуй профессию на вкус». Кстати, именно с помощью игры «Попробуй профессию на вкус» мы выявили детей, которым нравится изобретать, которые создают или совершенствуют технические механизмы. Конечно, одной игрой работа не закончилась, помимо этого были и диагностика, и беседы с учащимися и родителями. Вследствие чего было создано ещё одно направление в профориентационной работе «Инженерное».
Но хочу более подробно рассказать о работе педагогического направления, а именно об образовательном проекте «FuTeacher», который успешно действует с 2022 года с учениками 8-11 классов, желающих стать в будущем педагогами. На сегодняшний день очень актуальный и острый вопрос – популяризация профессии учителя. Всё больше терпения, такта и мужества требуется современной молодёжи для того, чтобы стать педагогом.
 Думая, как разнообразить нашу работу с участниками педагогической студии «FuTeacher», у нас с ребятами появилась идея о создании настольной игры, связанной напрямую именно с учительской профессией. Тем самым развить у школьников мотивацию к выбору педагогических профессий и привлечь в наши ряды ещё больше ребят. Так родилась настольная карточная игра «Чемоданчик мудрости» для учащихся 7-8 классов, предназначенная для знакомства подростков с профессией педагога и получения первичных знаний. Для эффективности получения информации эту игру рекомендуется проводить в небольших группах (от 3 до 6 человек).
Процесс выбора профессии является одним из важнейших этапов в жизни подростка. Многие сталкиваются с дилеммой, не зная, кем хотели бы стать в будущем. Для помощи в этом вопросе и разрабатываются профориентационные игры, которые помогают подросткам понять свои интересы, способности и склонности. Отработав все нюансы новой профориентационной игры, нами были учтены плюсы и минусы, проработаны каждая деталь, каждая мелочь, ведь, если ребёнку нравится игра, он активно участвует, пробует свои силы, значит, учится.
Участники педагогической студии решили провести игру с ребятами 7 класса, и результаты превзошли ожидания. Пять учеников, участвовавших в игре, проявили живой интерес к педагогике и решили связать свою будущую жизнь с этой профессией. Это является ярким примером того, как настольные профориентационные игры могут вдохновить подростков на выбор профессии. Участие в таких играх позволяет не просто услышать о различных профессиях, но и попробовать себя в определённой роли. Это помогает детям лучше понять, нравится ли им это занятие, насколько они готовы развиваться в этом направлении и какие шаги им нужно предпринять для достижения своей цели.
Для меня организация работы «FuTeacher» – дело чрезвычайно тонкое и сложное. Здесь таится множество трудностей, и любая сторона этого интересного дела представляет вопрос, на который нет готовых ответов. Каждый день в педстудии неповторим в сочетаниях методов, средств и личного элемента, привносимого каждым членом студии. Занятия в студии позволяют оказать действенную интеллектуальную и эмоциональную помощь ребятам, которые осваивают новую технологию и методику обучения.

Светлана ПЧЕЛИНЦЕВА,
педагог-психолог Железнодорожной ОШ, Карасуский район

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4