Школа молодого педагога: формирование индивидуальной траектории профессионального роста

Выпуск - №31-32(579-580)   :   26.08.2023
1021

Не секрет, что на сегодняшний день одним из наиболее острых вопросов стоит вопрос педагогических кадров как главного ресурса достижения качества образования. Современный ритм жизни требует от каждого педагога непрерывного и профессионального роста и творческого отношения к работе.

Работа Школы молодого педагога 

В настоящее время резко повышается спрос на квалифицированных, творчески мыслящих, конкурентоспособных педагогов, способных воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Поэтому главным профессиональным качеством педагога является умение учиться. Кроме этого, все мы прекрасно знаем, что педагогическая деятельность многокомпонентна и полифункциональна, профессиональные задачи на практике всё чаще требуют нестандартных решений, педагог всегда работает собственной личностью, которая является одним из важнейших средств профессиональной деятельности. Профессиональному становлению как процессу присущи принципиальная незавершённость и нескончаемость. К педагогическим работникам сегодня как никогда предъявляются высокие требования.

В коллектив Костанайского колледжа автомобильного транспорта ежегодно вливаются молодые, активные, энергичные педагоги. Работа с молодыми специалистами всегда была одним из приоритетных направлений в деятельности колледжа. С самых первых дней профессиональной деятельности мы формируем методологическую культуру начинающего специалиста. Именно с первых, грамотно сделанных шагов начинается становление личности современного педагога. Задача же всего педагогического коллектива состоит в поддержке профессиональной и, что не менее важно, социальной адаптации молодых специалистов; формирование их профессиональных компетенций для реализации качественного образовательного процесса в подготовке конкурентоспособного выпускника. 

В последнее время в нашем колледже всё больше и больше открывается новых специальностей, растёт количество групп с государственным языком обучения, а это, естественно, вызывает дефицит специалистов. Ежегодно в школе молодого педагога работает от 15 до 20 молодых и вновь прибывших специалистов. И каждый педагог должен быть готов как изменять своё педагогическое мышление, так и уметь формировать пути дальнейшего непрерывного профессионального саморазвития и самосовершенствования. 

Анализ работы с молодыми и вновь прибывшими педагогами показывает, что наибольшие сложности вызывают:
* разработка учебно-планирующей документации; 
* вопросы организации и проведения учебных занятий; 
* разработка учебных заданий для студентов;
* организация работы с родителями обучающихся;
* осуществление классного руководства;
* научно-исследовательская работа педагога и многое другое.

Многолетняя практика показывает, что специалист максимально раскрывает свой потенциал только тогда, когда он понимает свою роль в решении общих задач и получает адекватную оценку со стороны коллег и администрации. С этой целью в колледже уже более десяти лет организована работа Школы молодого педагога (ШМП), руководителем которой в разные годы являются опытные преподаватели высокой квалификационной категории.
Конечно же, большая роль в сопровождении молодого специалиста как будущего профессионала ложится в большей степени на методическую службу колледжа, основной целью которого является методическое сопровождение педагога в процессе профессиональной деятельности. Молодые и вновь прибывшие педагоги на первом педагогическом совете обеспечиваются ежедневниками, учебными программами, учебниками, памятками. Для них организуются консультации с председателями цикловых комиссий, опытными педагогами по поводу применения электронных образовательных ресурсов Moodle (система управления образовательными электронными курсами). Получив доступ к данной системе, педагог получает полное методическое и дидактическое обеспечение (доступ к готовым курсам по дисциплинам других преподавателей). 

Однако основная нагрузка ложится, конечно же, на плечи педагога-наставника: разработка индивидуальной образовательной траектории профессионального развития, посещение и анализ занятий, помощь в их планировании, индивидуальное консультирование. 

Основные этапы реализации индивидуальной траектории развития педагога можно разделить на три модуля.
Диагностический, в ходе которого проводится оценка профессиональной деятельности педагога и разрабатываются основные этапы программы профессионального роста.
Методический: включает в себя непосредственно реализацию программы профессионального развития, её методическое сопровождение.
Аналитический, в ходе которого происходит соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, и корректировка программы развития.

Основные элементы индивидуальной образовательной траектории:
* формулировка целей;
* план развития и пути его реализации;
* достижение результата;
* самоанализ;
* оценка;
* корректировка и переосмысление целей.

При формировании индивидуальной траектории профессионального развития педагога учитываются три основных направления его деятельности:  самообразование, работа и взаимодействие педагога в профессиональном сообществе, методическая работа педагога.
Индивидуальная работа с педагогом начинается с диагностики и анализа уровня профессиональной компетенции через анкетирование, собеседование; изучение информационных потребностей и запросов в повышении квалификации, в приобретении дополнительных педагогических специальностей; изучение образовательных программ, методической продукции; психологическую диагностику и выявление затруднений. Педагог рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Изучив потенциальные возможности и проблемы педагога, адресно планируем и строим методическую работу более конкретно, индивидуализировано и удобно для педагога. А поскольку методическая работа ориентирована на достижение высокого качества образования в колледже, она осуществляется в течение всего учебного года и органично вплетается в повседневную практику педагогов. 
На основе диагностики определяется маршрут методического сопровождения педагога через совместную программу начинающего педагога с наставником, то есть индивидуальную образовательную программу профессионального развития, составляется маршрут профессионального роста. Основным составителем программы является педагог-наставник. В течение всего года с учётом наблюдений, анализа посещённых занятий и воспитательных мероприятий, результатов внутриколледжного контроля, анализа достижений педагога производится корректировка индивидуально маршрута. 

Педагог-наставник в течение года консультирует, систематически обучает, стимулирует педагогическую активность, корректирует педагогическую деятельность, оценивает и анализирует результаты формирования профессиональной компетенции.

Начиная педагогическую деятельность, молодой специалист, как было уже замечено, испытывает множество трудностей, он остро ощущает необходимость в повышении своей профессиональной компетентности. Именно система наставничества способна оптимизировать процесс повышения профессиональной компетентности молодого специалиста, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

При выборе педагога-наставника администрация колледжа учитывает обоюдное согласие опытного и молодого специалистов на совместную работу, так как наставничество в колледже – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. Как правило, администрация колледжа назначает наставниками тех педагогов, которые обладают высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, которые пользуются уважением коллег.

В первый месяц работы молодому специалисту предоставляется свобода действий, в этот период он знакомится со своей группой, завоёвывает авторитет, формирует «дисциплинарное пространство». 

За его деятельностью наблюдает педагог-наставник, а уже затем, с октября, его занятия, тематические классные часы, воспитательные мероприятия начинает посещать администрация с целью оказания методической помощи в рамках внутриколледжного контроля.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: 
* психологические тренинги, 
* творческие лаборатории, 
* психолого-педагогические деловые игры, 
* конкурсы, 
* круглые столы совместно с родителями и обучающимися, 
* мозговые штурмы, 
* разработка и презентация моделей занятий, 
* презентация себя как педагога, классного руководителя, 
* защита творческих работ. 

Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего педагога в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растёт их профессионализм.
Работа Школы молодого педагога даёт множество возможностей молодым и вновь прибывшим специалистам повысить свой профессиональный уровень. 

Функции Школы заключаются в следующем: 
* организация тематических занятий, 
* проведение практических занятий,     
* участие в научно-практических конференциях разных уровней, 
* заслушивание результатов работы по профессиональному самообразованию, 
* мастер-классы, тренинги, семинары-практикумы, круглые столы, декадники. 

Всем коллективом мы создаём условия для развития внутренних мотивов педагогического роста, формирования личности педагога, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию. Администрацией колледжа проводятся индивидуальные беседы, консультации, помощь в самосовершенствовании; организация работ по изучению передового педагогического опыта преподавателей колледжа и др. 

Для начинающих педагогов проводятся консультации специалистами учебной части, воспитательного отдела, методистами по разработке учебно-программной документации (рабочая программа, план учебного занятия, формы и методы контроля), методике проведения занятий и воспитательных мероприятий, разъяснения по сдаче отчетности. Сотрудниками информационного центра осуществляется знакомство молодых педагогов с новинками психолого-педагогической и методической литературы, помогают провести анализ посещенных у коллег занятий. 

Мастера педагогического труда обмениваются опытом работы. Психологической службой проводятся различные психологические тренинги для создания комфорта в работе молодых специалистов. Методической службой колледжа ежегодно разрабатываются материалы «В помощь начинающему педагогу», методические рекомендации/указания по различным видам и формам ведения документации, проведения тех или иных мероприятий.

Для дальнейшего повышения своей профессиональной компетентности молодые педагоги колледжа посещают мастер-классы опытных педагогов, принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня, ведут руководство по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) и других мероприятиях.

Результатом работы молодых педагогов является их активное участие в различных мероприятиях различного уровня. 
Таким образом, в прошлом учебном году все 15 слушателей школы молодого педагога активно принимали участие в разных мероприятиях. А именно, в подготовке студентов к профессиональному чемпионату WorldSkills-2023 приняли участие чеыре педагога (26%), из которых двое принимали участие в чемпионате WorldSkills-2023 в качестве экспертов. Более 50% (восемь педагогов) участвовали в научно-практических конференциях областного, республиканского, международного уровней, в том числе и в качестве модераторов конференций.

Участвуя в республиканском конкурсе профессионального мастерства среди педагогов организаций технического и профессионального образования по ІТ-отрасли, заняли 2 место в республике. 100% педагогов выступали на педагогических советах, заседаниях ЦК, являлись руководителями НИРС, где студенты занимали призовые места. Более 50 % педагогов дали открытые занятия рамках декады цикловой комиссии по собственному желанию. Все участники ШМП разработали внеклассные мероприятия и провели их в познавательной и интересной форме среди студентов и преподавателей в рамках декад. На хорошем уровне стоит своевременная и качественная разработка учебно-программной документации.
В конце учебного года по результатам мониторинга нами составляется рейтинговая таблица молодых и вновь прибывших педагогов. На последнем заседании подводится итог работы каждого преподавателя, в котором молодые педагоги и вновь прибывшие преподаватели под руководством наставников предоставляют полный отчёт работы каждого слушателя школы. Молодые специалисты презентуют свои педагогические открытия. Всё это позволяет повысить мотивацию начинающих педагогов к педагогической деятельности.

Как показывает практика, в большинстве случаев после двух лет работы начинающий педагог способен самостоятельно выстроить свой педагогический профессиональный путь, пройти успешно аттестацию на соответствие занимаемой должности, требующую высокого уровня развития профессиональной компетентности.

Хочу привести пример успешного построения индивидуальной образовательной траектории начинающего педагога по электротехнике и электронике (выпускница 2022 года КРУ им. А.Байтурсынова) Томирис Асановой совместно с педагогом-наставником Игорем Онофрийчуком.  Томирис Давидовна по итогам учебного года заняла 1 место в рейтинге молодых специалистов благодаря совместной работе с педагогом наставником. 

Преподаватель выбрала тему самообразования «Изучение и работа с лабораторными стендами UniTrain». Запланировала промежуточный результат: усвоение студентами теоретических знаний по электротехнике и электронике с помощью практических экспериментов при проведении лабораторных занятий. С Игорем Алексеевичем определены основные направления работы: ведение документации (работа с учебными журналами, составление рабочих программ и планов учебных занятий); организация учебно-воспитательного процесса; механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.

Директор ККАТ вручает грамоту Томирис Асановой

В начале учебного года Томирис Асановой разработаны рабочие программы и планы учебных занятий по дисциплинам «Применение принципов электротехники и электроники при выполнении работ», «Электротехнические материалы» и «Электроизмерительная практика» для студентов специальностей «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта», «Металлургия чёрных металлов», «Эксплуатация и техническое обслуживание машин и оборудования».

На протяжении учебного года вёлся учёт посещаемости наставником Игорем Онофрийчуком с консультациями по организации воспитательно-образовательного процесса и использованию дидактического и наглядного материала во время проведения занятий. Во время проведения декады цикловой комиссии специальных и общетехнических дисциплин Томирис Давидовна разработала и провела открытое мероприятие в формате «Своя игра» с целью повышения интереса у студентов первых курсов к специальным дисциплинам. В течение года проводила профориентационную работу с выпускниками ОШ №30 г. Костаная.

Ею пройдены следующие курсы повышения квалификации: «Учитель математики» (Центр повышения квалификации и переподготовки «Луч знаний»), «Функциональная компетентность учителя математики, информатики и физики», (Интеллектуальный центр «Инновационное образование»), «Основы бережливых технологий», (Allur Group), «Методы конечных элементов в машиностроении» (University of A Coruña (Испания). Пройдена стажировка на месте практики обучающихся по специальности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» в ТОО «Автодом Костанай». В течение года молодой педагог посетила 10 открытых занятий во время проведения декад цикловых комиссий: естественно-математических дисциплин, строительно-дорожных дисциплин, общетехнических и специальных дисциплин, социально-экономических дисциплин, технического обслуживания и ремонта автомобилей, производственного обучения. Педагог приняла активное участие в международной научно-практической конференции «Транспорт в условиях цифровизации и трансформации: оценка и перспективы» (г. Набережные Челны).

Под руководством Томирис Асановой студенты приняли участие в научно-практической олимпиаде по электротехнике, посвящённой 199 годовщине со дня рождения Г.Р. Кирхгофа, на базе Костанайского инженерно-экономического университета имени М.Дулатова. Приняли участие в чемпионате WorldSkills-2023 по компетенции «Электроника», где студент Нуралы Токпаев занял 3 место. Студент Даниил Бибик принял участие в научно-практической конференции с международным участием «Наука и молодежь: Актуальные проблемы исследований», где занял 1 место за разработку прототипа лабораторного стенда «Акустическая система автомобилей».

Всё вышесказанное свидетельствует о позитивных изменениях в оценке молодым специалистом своего прогресса на профессиональном поприще. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации. Это стало стимулом для молодого педагога нашего колледжа в самосовершенствовании и способствовало профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы работы с молодыми педагогами позволяет администрациям колледжей, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи их профессионального становления, включать в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать профессиональную компетентность.
 

Виктория БИБИК,
замдиректора по НМР Костанайского колледжа автомобильного транспорта

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.