Основные задачи физического воспитания в школе – укрепление здоровья учеников, содействие их правильному развитию, обучение жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач способствует игра, выступая как средство и метод физического воспитания.
Игра в школьной программе
Значительное место в программах занимает по объёму игровой материал. Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения, поэтому рекомендуется программой как эффективное средство освоения таких разделов, как лёгкая атлетика, лыжи, плавание, спортивные игры. Игры, рекомендуемые программой, направлены на решение не только образовательных, но и воспитательных, оздоровительных задач. Особенно важны занятия играми и корригирующей гимнастикой с детьми, относящимися к специальной медицинской группе. Не только уроки физкультуры, но и активный отдых во время перемен, занятия играми на свежем воздухе содействуют созданию оптимального объёма двигательной активности учащихся.
Подвижные игры и Президентские тесты
Содержание новой учебной программы позволяет вести на уроках физической культуры планомерную подготовку детей к сдаче норм по всем упражнениям комплекса тестов Первого Президента РК (Президентские тесты). Однако для подготовки учащихся к выполнению норм по лёгкой атлетике, гимнастике, лыжам и другим видам спорта трёх уроков в неделю недостаточно. На помощь приходит внеклассная работа по подготовке к сдаче Президентских тестов, организуемая обычно в виде секций общей физической подготовки, секций по видам спорта. Главное внимание здесь обращается на развитие физических качеств, нужных для сдачи тестов и отчасти на освоение спортивной техники. Применение игрового метода для освоения ряда упражнений, входящих в комплекс, повышает интерес детей к занятиям, которые нередко проходят однообразно и повторяются из года в год. Игровой метод освоения упражнений как нельзя лучше отвечает запросам детской психологии, содействует формированию коллектива. Кроме того, подготовка к сдаче тестов, проводимая на эмоциональном фоне, связанном с применением подвижных игр, стимулирует двигательную активность, меньше утомляет детей, а их организм подготавливается к значительным нагрузкам во время спортивных соревнований. Важен и ещё один момент: игры, включаемые в тренировки, нередко выступают как модель формирования определённого психологического стереотипа, поскольку упражнения в них закрепляются и совершенствуются в условиях игровой соревновательной деятельности. Это важно для будущего участника соревнований по отдельным видам спорта и Президентскому многоборью.
Условная группировка игр
В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определённым признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач. Подвижные игры, рекомендуемые школьной программой, подразумевают различный принцип взаимоотношений участников и связанную с этим структуру.
К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Это вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий («Охотники и утки», различные виды салок, «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч» и др.). Такие игры имеют, как правило, определённое сюжетное выражение.
Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно между собой, нередко применяют различные варианты тактики, но не могут оказывать непосредственно (прямого) влияния на действия игроков другой команды (например, игры на площадке, разделённой средней линией или сеткой: «Пионербол», «Перестрелка» и т.п.).
Третья группа – игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определённых заданий. Действия производятся в порядке очерёдности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой). В игровых эстафетах также нет непосредственного контакта с соперником, однако борьба, как правило, бывает острой и упорной.
Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяется программой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использовать самые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые из методической литературы, если они отвечают решению поставленных задач. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем уровне её провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.
Игры на уроках физической культуры
Подвижные игры в соответствии с программой по физической культуре проводятся на уроках в 1-11 классах. Они применяются с определёнными педагогическими целями, направленными на формирование и развитие двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм ребят.
Подвижные игры сочетаются с гимнастикой, леёгкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием. Число часов на игры в уроках определено программой. Возможны некоторые отступления в зависимости от условий работы. Подвижные игры на уроках физической культуры планируются на весь учебный год с учётом сезона и задач, поставленных в каждой учебной четверти.
Распределение игрового материала зависит и от времени года. Осенью и весной (первая и четвёртая четверти), когда уроки проходят на открытой площадке, имеется больше возможностей для проведения игр с метаниями и перебежками типа лапты, преодоления полосы препятствий. Во второй четверти игры, как правило, проводятся в помещении, а в третьей четверти – на снежных площадках. В 5-11 классах рекомендуются игры с применением лыж. Делать это надо тогда, когда ученики уже приобрели некоторые навыки передвижения на лыжах по равнине, научились преодолевать спуски и подъёмы.
Методика проведения подвижных игр имеет свою специфику, которая связана с необходимостью сохранить определённую плотность урока. Это диктует оперативность, чёткую продуманность методических приёмов, необходимость добиваться, чтобы все дети, участвуя в играх, получали примерно равную нагрузку. Учитель должен создать условия для активного участия в игре всех ребят. Чтобы сохранить у детей интерес к игре и желание поиграть в следующий раз, не следует затягивать на одном уроке проведение той или иной игры.
Подвижные игры могут проводиться в любой части урока. В подготовительной части главная их задача – организация внимания, разогревание организма, совершенствование в различных построениях («Класс, смирно!», «У ребят порядок строгий», «Мяч соседу» и др.). В основной части с помощью игр могут решаться задачи, связанные с совершенствованием двигательных умений. Это игры с активной деятельностью, значительной физической и эмоциональной нагрузкой (перебежки, салки, эстафеты, такие игры, как «Белые медведи», «Охотники и утки», «Мяч ловцу» и др.). Задача заключительной части урока – приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока. Поэтому здесь проводятся игры, не требующие большого напряжения и возбуждения. Могут применяться все игры на внимание («Запрещённое движение», «Слушай сигнал», «Отгадай, чей голос» и др.), а также игры с небольшой двигательной активностью («Пустое место», «К своим флажкам», «Шишки, жёлуди, орехи» и др.).
Детей, отнесённых к специальной медицинской группе, надо ограничивать в движениях, не считаясь с их желанием быть активными участниками игр. Это особенно важно в играх с элементами силовой борьбы, в командных играх с мячом. Для таких ребят можно сокращать время участия, привлекать их в качестве помощников судей. Вместе с тем ослабленных детей надо вовлекать в посильные для них игры, чтобы укреплять их здоровье.
Что касается количества игр, применяемых учителем на уроке, то это зависит от задач урока, а также от использования других средств физического воспитания. В конце учебного года важно оценить качество усвоенного материала и сделать соответствующие выводы для планирования игр на следующий год. Нужно помнить, что если на уроках хорошо разучиваются и проводятся подвижные игры, то они быстро становятся достоянием детей в быту, а это очень важно в общей работе по физическому воспитанию школьников.
Светлана ТОРГАШОВА,
учитель физической культуры Новостройской ОШ, Карабалыкский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.