Мини-футбол – в школу!

Выпуск - №15(411)   :   09.04.2020
148

Так называется новый пилотный проект, который придаст мощный импульс развитию казахстанского футзала. Несколько лет назад в десяти карагандинских школах за счёт третьего часа физкультуры стали проводиться занятия по мини-футболу. 

Было создано две подгруппы: 12-13 лет и 14-15. Вся необходимая помощь была предоставлена руководством мини-футбольного клуба «Тулпар» и главным тренером команды Амиржаном Мукановым, проведены обучающие семинары, приобретена методическая литература. Два года назад нововведение обсудили на республиканской августовской конференции. В столицу со всех концов страны съехались методисты и преподаватели, в том числе и учителя физической культуры. Вскоре навыки игры начали осваивать ученики начального звена в школах Нур-Султана, Алматы, Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской областей. Позже уроки футбола начали вводить и в остальных регионах страны. 

В каждой области для проекта отбирали по 30 школ. Садык Мустафаев, заместитель директора Национального центра научно-практической физкультуры: «Среди учителей физкультуры и самих учеников мы заметили заинтересованность. Этот проект позволит вовлечь детей в футбол, выбрать перспективных и талантливых игроков, а в перспективе – передать в специализированные учебно-спортивные учреждения». 

Два года назад по рекомендации министерства образования и науки проект «Мини-футбол – в школу!» начали внедрять и в Рудном. Для внедрения пилотного проекта выбрали школы №14 и №15. В течение учебного года представители министерства приезжают в эти учебные заведения, наблюдают уроки, смотрят базу, инвентарь, изучают упражнения, анализируют, снимают на видео. Учителя физической культуры средней школы №14 прошли обучение на специально организованных курсах с участием представителей ФИФА и УЕФА, по итогам которых педагогам были вручены бессрочные сертификаты «Тренер категории D». 

Недавно учитель физической культуры средней школы №14 Роман Ешпанов провёл открытый урок по теме «Специальные упражнения, способствующие развитию координационных качеств, необходимых для игры футбол». На занятии присутствовали учителя всех школ города. Урок прошёл отлично, очень понравились дети-семиклассники, невооружённым глазом было видно, что они неплохо освоили специальные упражнения, правильно и ловко их выполняют, хорошо владеют некоторыми техническими элементами футбола: остановка мяча подошвой и внутренней стороной стопы, передача мяча партнёру, дриблинг попеременно внешней и внутренней стороной стопы. Преподаватели располагают хорошим, необходимым для занятий инвентарём: множество мячей, на каждого по одному, конусы, координационные лестницы. Как отметила руководитель городского методического объединения учителей физической культуры Елена Дёмина, урок понравился всем собравшимся, для многих преподавателей он необычный, интересный и познавательный. 

В школах футбол слабо развит в методическом отношении: многие учителя, как правило, женщины, не знакомы со специальной терминологией, поэтому учителям кадетской школы поступило предложение провести в ближайшее время обучающий семинар для учителей города, где педагоги хотели бы услышать всю необходимую информацию, начиная от правил игры и заканчивая составлением планирования уроков. Ещё один важный момент –много вопросов по методике футбола сейчас встречается в тестах Национального квалификационного тестирования, которое регулярно проходят все преподаватели. По словам учителей физической культуры средней школы №14, дети – и мальчики, и девочки – с удовольствием восприняли нововведение, уроки футбола, работают на занятиях с желанием, стараются, приобретают хорошие навыки, причём девочки выполняют технические приёмы не хуже мальчиков. 

Футбол был в школьной программе и раньше, но по причине незнания методики, правил, терминологии, специальных упражнений никто им всерьёз не занимался, отдавая предпочтение другим игровым видам спорта. Но сегодня ситуация меняется, скоро уроки футбола получат распространение во всех средних учебных заведениях нашего города. Ведь для мини-футбола многого не надо — ворота да мяч. Мини-футбол не является затратным и дорогостоящим, наоборот, в местных климатических условиях это тот самый вид спорта, который очень удобно развивать в наших регионах, где по шесть месяцев зима, в каждом городе есть множество элементарных спортивных залов, где можно организовать учебно-тренировочный процесс и проведение соревнований. 

В соседней РФ уже давно успешно функционирует общероссийский проект «Мини-футбол – в школу!», который поддерживается высшим руководством страны. «Эффективное развитие детского и юношеского футбола, воспитание подрастающего поколения в духе лучших отечественных спортивных традиций имеет важное значение для благополучия и процветания России. Данный социальный проект, безусловно, заслуживает внимания органов образования и физкультурно-спортивных организаций всех уровней. Способствуя воспитанию у подрастающего поколения здорового образа жизни, он также предусматривает выявление и продвижение двигательно одарённых детей, которым предстоит в будущем отстаивать спортивную честь нашей Родины на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы»,- обратился к участникам проекта экс-премьер Дмитрий Медведев. Почему бы и нам не пойти по этому интересному пути? Первые шаги уже успешно сделаны, теперь надо продолжать начатое. 

Завершая размышления по проекту «Мини-футбол – в школу!» следует заметить, что во многих учебных заведениях нашего города уже давно дружат с этой динамичной игрой, к таковым можно отнести гимназию №10, №7, гимназию №5, лицей №4, среднюю школу №3, где уже закупили ворота. И если завтра появится какой-то регламентирующий документ, то здесь уже система работы налажена, постепенно подтянутся другие школы, а если всё будет организовано в масштабах страны, то наш отечественный мини-футбол получит мощнейшую подпитку и резерв для будущих громких побед на международной арене. Но самое главное – это здоровье наших детей, появление популярной и всеми любимой игры на уроках физкультуры должно добавить школьникам двигательной активности, желания и позитива.

Асхат АЛТЫБАЕВ, 
СШ №14 им. Д.Карбышева, г. Рудный

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.