В детском саду «Балбөбек» выстроена система работы, направленная на повышение эффективности билингвального образования, в рамках которой решаются задачи профессионального развития педагогов; осуществляется организационно- методическое сопровождение процесса реализации Типовой учебной программы; совершенствуется предметно-развивающая среда.
В решении задач билингвального обучения детей задействованы все педагоги: воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре и, конечно же, педагог по казахскому языку. Изучение казахского языка только на занятиях невозможно, необходимо закреплять его в течение дня. Для этого в нашем детском саду на каждую возрастную группу мы стараемся распределять педагогов так, чтобы один из них был носителем казахского языка, что помогает второму воспитателю в обучении казахскому языку.
На сегодняшний день все наши русскоговорящие педагоги владеют словарным минимумом, который должны знать дети в рамках Типовой учебной программы. Для закрепления программного материала, совершенствуя знания казахского языка в детском саду, проводятся конкурсы как с педагогами, так и с родителями на знание казахского языка и народных традиций. Ежегодно на базе нашего детского сада проводятся районные и областные семинары. В этом году мы проводили областные семинары для слушателей АО НЦПК «Өрлеу» - педагогов казахского языка и воспитателей, где показали организованную деятельность с применением билингвального компонента, робототехники и инновационных технологий.
Внимание к казахскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей действительностью, а также язык устного народного творчества. Такое представление казахского языка интересно и детям других национальностей. Для большинства дошкольников первым языком, на котором они учатся говорить, думать, общаться с окружающими, является русский. В то же время дети довольно рано приобщаются к казахскому языку, слыша его по радио, телевидению, от взрослых, детей, в детском саду. Наша цель применения билингвального компонента в том, чтобы дети в дошкольном возрасте понимали разговорную речь и могли употреблять слова и словосочетания, встречающиеся в повседневной жизни.
Весь процесс обучения казахскому языку выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребёнка в интересном общении со взрослыми и сверстниками. Поэтому на начальном этапе в дошкольном возрасте коммуникативная направленность в обучении казахскому языку реализуется в системе сюжетных игр, игровых ситуаций и драматизаций. В процессе игровой деятельности и драматизации дети получают новые знания, применяют имеющиеся, развивают навыки и умения, необходимые в учебной деятельности. У детей возникает связь между словом и предметом, фразой и действием, формируется привычка изъясняться на казахском языке, что способствует в дальнейшем преодолению языкового барьера.
Обучение детей казахскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита перед приемом пищи, в режимных моментах, на прогулке, на физкультминутках). Действия педагогов направлены на закрепление у русскоязычных детей потребности обращаться к педагогам и другим детям с различными просьбами и высказываниями на казахском языке. Таким образом знания, полученные в процессе обучения казахскому языку, дети постоянно реализуют на практике.
Педагоги в течение дня должны закреплять знания дошкольников по казахскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей. Разучивание песен, стихов, считалок призвано поддержать интерес детей к изучению языка и закрепить навыки произношения. Обучение детей казахскому языку проводится в форме увлекательных игр с использованием песенного материала, видео- и аудио-оборудования, наглядных пособий. Созданные в нашем детском саду условия способствуют более лёгкому и интересному овладению казахским языком русскоязычными дошкольниками. Есть кабинет казахского языка, в нём собраны элементы предмета казахского быта, культуры, детская художественная литература на казахском языке, дидактические материалы.
Считаю введение раннего обучения второму языку в дошкольных организациях правомерным, т.к. в дошкольном возрасте формируются базовые качества личности, закладываются основы физического, нравственного, умственного развития. Выпускники нашего детского сада в школе занимают призовые места на олимпиадах по казахскому языку, что говорит о том, что после детского сада дети идут в школу с определённым багажом языковых знаний.
Ж.Жунусова,
руководитель я/с «Балбөбек», Костанайский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.