В апреле у родителей будущих первоклассников множество забот: успеть провести для ребёнка медкомиссию, собрать необходимые документы, подать заявление в школу. И зачастую в голове бьётся главный вопрос: «А готов ли мой ребёнок к школе? Может оставить ещё на год дома?»
Вы всегда можете проконсультироваться с педагогом-психологом. Даже если ребёнок не посещает детский сад, то в любом детском дошкольном учреждении нашего города есть консультационный пункт, где родитель может получить ответы на вопросы, которые его беспокоят. Психолог поможет не только определить готов ли ваш ребёнок к школе, но и дать общие рекомендации для дальнейшего развития ребёнка.
Порой в гонке за интеллектуальным развитием своего чада, мы забываем о главном: успешную учёбу не гарантируют умение ребёнка считать, читать и писать. Да, это важно. Но это лишь один из компонентов школьной зрелости. Очень важно также, чтобы ребёнок не терял интерес к учёбе, чтобы его мотивационные и волевые качества были на высоте. Ребёнок должен быть готов к новой социальной роли школьника. Поэтому очень важно привить верное представление в целом о школе, положительное отношение к учёбе, к учителям.
Я как педагог-психолог в своей работе особое внимание уделяю развитию волевой готовности ребёнка. Поскольку в школе детей ждёт большой труд, от ребёнка потребуется делать не только то, что хочет он, а то, что будет требовать учитель. На своих занятиях я часто использую корректурные пробы для развития внимания детей. Сначала ребёнок отмечает один и тот же искомый предмет среди многочисленных картинок, затем раскрашивает их. Так мы развиваем мелкую моторику, да и в целом это очень увлекательный процесс для детей. А после ребята меняются друг с другом и «проверяют». Так они и немного побудут в роли учителя и научатся взаимодействовать друг с другом. Очень важно в этот момент следить за реакцией, чтобы ребёнок правильно реагировал на свою ошибку, чтобы он понимал, что ошибку может допустить каждый и не боялся совершать их в будущем.
Особо хочется отметить такой важный психический процесс, который играет немаловажную роль в психологической готовности ребёнка к школе, как внимание. На развитие этого психического процесса у меня собралась внушительная папка. На данный момент вместе с детьми мы увлечённо ищем отличия в картинках, играем в сыщиков, отыскивая спрятанные вещи, проходим многочисленные лабиринты. И я очень радуюсь, когда вижу, с каким интересом дети занимаются и какие большие успехи они делают.
А родителям хочется сказать одно: как бы ни был ваш ребёнок готов или не готов к школьной жизни, просто будьте терпеливы, будьте всегда рядом, и не уставайте отвечать на их тысячу «почему», ведь и вы когда-то были маленьким и также с опаской вступали в этот сложный мир знаний и новых открытий.
Дарья МАЦАРИНА,
педагог-психолог я/с №14, г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.