Игры на развитие мыслительных умений

Выпуск - №16(564)   :   26.04.2023
573

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в младшем возрасте. Хотя малыши ещё не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях. С целью реализации этой задачи можно предлагать самый универсальный дидактический материал – логические блоки Дьенеша, которые состоят из объёмных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Всю игровую деятельность с использованием блоков уже в младшем дошкольном возрасте можно начинать строить с учётом новых подходов воспитания и обучения – модели 4К: коммуникация, работа в команде (в парах), критическое мышление и креативность. Также в игровых заданиях необходимо использовать дифференцированный подход, что позволит создавать действия, которые различаются по степени сложности и степени мышления.

В процессе игр применяют активные методы обучения, что помогает обеспечить активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности. Для детей 2-3 лет используются игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по форме, цвету, размеру, толщине.

Игра «Найди меня»: нужно найти блоки, которые соответствуют определённому признаку. Найди все блоки красного (жёлтого, синего) цвета, найди все блоки как этот по цвету (показывают блок и спрашивают, какого он цвета); найди все блоки в форме круга (треугольника, квадрата, прямоугольника), найти все блоки как этот по форме (показывают и спрашивают, какой он по форме); найти все маленькие (большие блоки) и т.д. Дифференциация – найти не такие блоки: все не красные, не круглые, не тонкие и т.д. 

С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей используют «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складывают блоки и просят найти на ощупь круглую (треугольную, квадратную) форму; тонкую или толстую, большой (или маленький) круглый (треугольный, квадратный), тонкий (или толстый) треугольный (круглый, квадратный) блок. Также очень хорошо проводить эту игру с использованием маленького «сухого бассейна» для рук (в подходящую ёмкость можно засыпать чистые горох, фасоль или гречневую крупу и закопать блоки). Игры с использованием «сухого бассейна» очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными. 

Игра «Что изменилось». Перед детьми выкладывают несколько блоков (начиная от 3-4 до 5-6), просят внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой просят закрыть глаза и убирают один из блоков. Детям нужно понять, какого блока не стало. Когда дети уже хорошо справляются с заданием, усложняют его: блоки не убираются, а меняются местами. 

Игра «Какой лишний». Выкладывают три блока: два со схожими свойствами, а один – отличающийся. Например, два круглых и один треугольный; два красных блока и один жёлтый, два тонких и один – толстый. Просят назвать, какой блок лишний и почему. 

Серия игр «Выложи картинку». Для этих игр используют как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все блоки комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объёмные предметы. 

Игра «Магазин». Все блоки раскладываются на «витрине». Это магазин, где продаётся самое вкусное «печенье». Дети по очереди выступают в роли продавца (покупатель – взрослый) в начале года, и покупателя (продавцом может быть и взрослый, и другой ребёнок) в конце учебного года. Ребёнок-продавец должен найти и продать именно то печенье, которое просит покупатель. 

Таким образом, используя логические блоки Дьенеша в системе сенсорного развития детей 2-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение. В результате к концу учебного года многие воспитанники смогут выделять и называть цвет, форму, размер предметов, группировать и соотносить их по выделенным свойствам, сумеют выделить в предмете три-четыре признака, работать в паре, принимать креативные решения и описывать словами все свои действия.

Лариса САФАРЯН,
Ольга ЧЕРНОУС,
воспитатели я/с №54, г. Костанай 

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.