Творческая группа педагогов яслей-сада №54 делится опытом по внедрению и использованию ТИКО детьми дошкольного возраста. В 2023 году мы познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углублённую работу по освоению технологии «ТИКО-моделирование».
Трансформируемый игровой конструктор для обучения (ТИКО) – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребёнка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развёртки – к объёмной фигуре и обратно, позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глаз». Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение.
Увлечённые процессом моделирования и конструирования дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи. ТИКО-моделирование позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры, так как процесс конструирования сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр.
Наша творческая группа составила тематический перспективный план из 36 занятий, модели, схемы и игры. Играя с ТИКО, дети учатся конструировать плоскостную модель по образцу, плоскостную модель по контуру, объёмную фигуру по технологическим картам, по звуковому сопровождению. Для оценки уровня усвоения ТИКО-моделирования проводится мониторинг.
Ребята с удовольствием создавали из конструктора изображения животных, растений, объёмные постройки – Байтерек, самолёт, ракета, корзина. И самое ценное, что в процессе игры дети приобретают полезные навыки, которые им пригодятся в жизни: будь то починка детской игрушки или крана, строительство домика или посадка дерева.
Мы с уверенностью можем сказать, что технология ТИКО-моделирования развивает оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимание, память, позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. С одной стороны, ребёнок увлечён интересным занятием, а с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.
Алия АЙТУМБЕТОВА,
Светлана НЕСТЕРОВА,
воспитатели я/с №54, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.