Одной из таких форм работы с детьми для знакомства с культурой казахского народа через яркие и интересные формы в яслях-саду «Ивушка» стало игровое пособие «Национальный коврик».
Согласно программе «Біртұтас тәрбие» педагоги доносят воспитанникам предшкольной группы информацию о культуре казахского народа в доступной и игровой форме с использованием игрового пособия. В изготовление игрового пособия были вовлечены и родители воспитанников, ставшие равноправными помощниками педагогов в процессе развития у детей духовно-нравственных качеств.
Идея «Национального коврика» заключается в том, чтобы расширять у детей представления о казахском национальном орнаменте, музыкальных инструментах, блюдах, жилище, народных играх, национальной одежде, посуде, украшениях, праздниках Республики Казахстан. Каждый сектор коврика обозначен разноцветными картинками с асыками. С помощью кубика с картинками-асыками ребёнок выбирает сектор на коврике. Переворачивая картинки с асыками, дети называют казахский орнамент и далее по орнаменту находят игровое задание.
Такой способ действий позволяет играть как в течение дня, так и в течение всей недели. Например, при выполнении игрового задания «Казахская национальная одежда» у воспитанников формируется словарный запас через знакомство с предметами одежды, развиваются познавательные навыки во время изучения наряда невесты. Через расписывание саукеле узорами формируются творческие способности.
К пособию «Национальный коврик» имеется приложение в виде ярких и выразительных развивающих игр на липучках. По содержанию игровые задания лаконичны, доступны ребёнку. Были разработаны развивающие игры «Мой Казахстан», «Узор из палочек Кюизенера», «Собери герб и флаг», «Узнай одежду по силуэту», «Составь узор на корпе», «Что за юртой», «В мире орнамента», «Математический коржин» и др. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора о наследии Казахстана.
Чувство Родины начинается с восхищения и гордости за то, что видит ребёнок и во что играет. Таким образом воспитание казахстанского патриотизма формируется успешно, познавательно, плодотворно.
Ирина БУТИНА,
воспитатель я/с «Ивушка», г. Лисаковск
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.