Одна из важных задач воспитателей – ввести ребёнка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о её объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями и умениями.
Для успешной реализации этих задач в яслях-саду №8 проводим работу с детьми и их родителями, обновление предметно-развивающей среды. Я, как и наши воспитатели, постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю новинки методической литературы, принимаю участие в семинарах, педагогических часах.
Знакомим детей с природой в разнообразных формах: на ОД и в режимные моменты (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Регулярно проводим тематические прогулки, экскурсии по территории детского сада. Активно используем развивающие, познавательные игры, дающие воспитанникам толчок к экологическому познанию мира. Детей приучаем смотреть на природу добрыми глазами, видеть красоту родного края, прививаем любовь ко всему живому. Объясняем, что всё в природе взаимосвязано: уничтожение одного незамедлительно ведёт к исчезновению другого.
В старшей группе «Гномики» оформлен уголок природы, где дети знакомятся с комнатными растениями, выясняют условия, необходимые для их роста и развития, получают первые навыки по уходу за растениями, а воспитатель личным примером демонстрирует правильное отношение к объектам природы.
Каждый год организуем вместе с детьми «Весенний огород на окне». Здесь мы вместе с детьми высаживаем семена различных растений, предварительно проращивая их. В процессе труда дети пополняют свои знания, наблюдения они отмечают в блокнотах, зарисовывая изменения, которые происходят с рассадой.
В группе созданы условия для экспериментирования, в оформлении принимали большое участие дети и родители. Ребята приносили природный материал, различные камни, лабораторную посуду и др. В итоге собралась коллекция камней, ракушек, семян различных растений, гербарии. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и проектную деятельность.
Мы надеемся, что большинство детей группы «Гномики» никогда не разрушат муравейник, не обидят даже самое маленькое живое существо, а полученные знания сохранят на всю жизнь.
Елена ЕРШОВА,
методист я/с №8, г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.