Обновление системы дошкольного образования обусловило необходимость активизации взаимодействия педагогического коллектива с семьёй. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников – одно из приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных организаций.
Все формы с родителями подразделяются на коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные. Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДО (группы). Это совместные мероприятия психолога, педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные играют роль опосредованного общения между психологом, педагогами и родителями. Также существуют интерактивные формы сотрудничества, предполагающие
взаимодействие, беседу, диалог. Интерактивные формы позволяют учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.
Одна из интерактивных форм работы – это проект, где все участники процесса принимают участие, ищут ответы на вопросы и практическим путём доказывают свою точку зрения. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет психологу, педагогам значительно улучшить отношения с семьями, повысить психолого-педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Я в своей работе использую различные интерактивные формы работы. Хорошую эффективность показал семейный клуб. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности. Обычно такие встречи проходят в форме дискуссии, симпозиума или дебатов. В младшей группе я организовала дискуссию на тему «Наш любимый детский сад», где обсудили и разобрали с родителями способы обеспечения благоприятной адаптации каждого ребёнка. Родители заполнили анкеты, были ознакомлены с рекомендациями, памятками, активно участвовали в играх, направленных на развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы детей, так как это обеспечивает безболезненную адаптацию воспитанников детского сада.
Семинары-тренинги и мастер-классы – ещё одна успешная форма интерактивного сотрудничества. Тренинг помогает человеку понять и раскрыть свои внутренние переживания, желания, позволяет найти новые формы взаимодействия между мной, психологом, и родителями воспитанников. Поскольку в процессе тренинговой работы используются нестандартные способы организации (деловые игры, упражнения, творческие игры, сочинение сказок, элементы релаксации), процесс общения становится менее напряжённым, наиболее доверительным, интересным участникам. Комфортная и открытая обстановка во время проведения тренинга отличается от обычной. У участников есть возможность отвлечься от работы, появляется возможность рассуждать, эмоционально выражать своё мнение, расслабляться и фантазировать – всё, что так необходимо каждому человеку.
Например, в старшей группе я организовала мастер-класс на тему «Гиперактивный ребёнок». В ходе мастер-класса определили с родителями основные причины гиперактивности у детей, отработали навыки эффективного взаимодействия родителей с их детьми по данной теме. Родители активно участвовали в играх, которые могут использовать со своими детьми на развитие внимание, контроля двигательной активности и самоконтроля. Таким образом, родители по данной теме всё познали практическим путём, и эти знания могут эффективно использовать самостоятельно со своими детьми.
В нашем яслях-саду активно используются такие формы взаимодействия с родителями, как дни открытых дверей, где родители могут влиться в жизнь детского сада. Я как педагог-психолог была активным участником квест-игры с родителями предшкольных групп «Капелька» и «Ягодка». Мы предложили взрослым стать детьми и, пройдя несколько станций, собрать модель выпускника детского сада. На моей станции с родителями организовали игру «Ручеёк». В завершение была проведена рефлексия, где родители выражали своё мнение, писали на ёлочных игрушках свои пожелания, ощущения и эмоции по проведению квеста. Родители покидали сад с позитивными эмоциями и задорным настроением.
Тематические акции – также одна из интерактивных форм работы с родителями, которую я использую. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле образования и воспитания ребёнка. В тематические акции входят консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы, совместные мероприятия с родителями и детьми.
В средней группе организовала акцию «Будь толерантным». Во время акции обсудили с родителями актуальность и важность данной темы. Родители были активными участниками беседы, также для них была подготовлена тематическая брошюра и рекомендации.
В работе с родителями я использую элементы различных психотехник. Элементы арт-терапии: с помощью этой техники выявляются многие значимые психологические особенности человека, среди которых можно назвать уровень активности, экстравертность или интровертность, уровень общего умственного развития и творческого мышления как ребёнка, так и взрослого. В группе «Пчёлка» я применила с родителями арт-терапию «Мандалы». Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала. Родители с интересом создавали свою композицию, погружаясь в процесс.
Использование элементов сказкотерапии и песочной терапии не менее актуально, на мой взгляд. Так, в своей работе организовала обсуждение и подробный анализ содержания сказки с использованием песка и проигрывание эпизодов сказки с родителями группы «Ботақан». Родители приняли активное участие в создании эпизодов своей новой сказки, прочувствовали некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграли» эмоции.
Данные виды, формы работ с родителями, решают задачи ознакомления их с условиями, содержанием и методами воспитания и образования детей в условиях дошкольной организации, позволяют мне найти новые формы взаимодействия с родителями. Все виды работ направлены на сотрудничество с каждой семьей, помогают мне в решении профессиональных задач, повышают чувство ответственности родителей в деле образования и воспитания детей.
Виктория ГААН,
педагог-психолог я/с №54, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.