Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Летний период – прекрасная возможность для экспериментов.
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность. Наличие всего многообразия процессов, включённых в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, её саморазвития.
Дети старшей группы «Ягодка» очень рады поиграть с мыльной пеной, пофантазировать с тактильными дощечками, отправиться на экскурсию за новыми впечатлениями. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
Задача взрослых – создавать условия для формирования мировоззрения. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания. Проводя эти опыты, дети познакомятся с некоторыми свойствами воды, увидят, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного!
«Исчезновение воды». Налейте в стакан воду и отметьте её уровень, затем уберите стакан на сутки. Снова проверьте уровень воды и сделайте новую отметину. Вода испаряется. Для сравнения возьмите второй стакан и накройте его фольгой. На примере этого эксперимента можно объяснить ребёнку, куда деваются лужи.
«Подводная лодка». Поставьте в миску, наполненную водой, стакан, перевёрнутый вверх дном. Опустите в миску изогнутую трубочку так, чтобы один её конец оказался в перевёрнутом стакане, а другой высовывался из воды. Подуйте в трубочку. Стакан наполнится воздухом и всплывёт наверх.
«Рукам своим не верю». Приготовьте три миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной, третью – с горячей. Попросите ребёнка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?
«Лёд легче воды». Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.
Это только часть опытов, которые можно провести с водой и немного рассказать детям о её свойствах.
Татьяна МЕНГ,
воспитатель я/с «Улыбка», Карабалыкский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.