25 лет в Костанае готовят кадры для СМИ

Выпуск - №25(472)   :   25.06.2021
203

Кафедра журналистики и коммуникационного менеджмента Костанайского регионального университета им. А.Байтурсынова в этом году отмечает свой первый юбилей. Накануне Дня работников СМИ мы побывали в гостях у преподавателей и студентов кафедры, чтобы поговорить об особенностях подготовки профессиональных журналистских кадров.

Кафедра журналистики открылась в костанайском университете в 1996 году. Возглавила её Гульнар Асанбаева, которой и принадлежит заслуга в становлении и развитии высшей школы журналистики нашего региона. До этого только в алматинском КазГУ можно было получить профессию журналиста в Казахстане. Естественно, конкурс был огромный, далеко не все желающие могли поступить, а местной прессе кадры были нужны. В СМИ приходили работать филологи, историки, экономисты и даже совсем далёкие от гуманитарных наук специалисты. Плохого в этом нет. Всё-таки брали по способностям. Но медиапространство развивалось стремительными темпами, и очень скоро одних только литературных талантов стало недостаточно. Новые СМИ требовали новых знаний, новых методов и навыков, которые можно получить только у профессионалов. Задачу подготовки специалистов для газет, телевидения и радио региона взял на себя наш университет. 
- К юбилею мы впервые сделали анализ выпускников за прошедшие 25 лет. Оказалось, что кафедрой журналистики и коммуникационного менеджмента было подготовлено 800 специалистов для СМИ, – говорит и.о. заведующего кафедрой Амангельды Шурентаев. – Примерно 85-90% наших выпускников работают по специальности. Это данные внешнего мониторинга, который проводит Национальная палата предпринимателей «Атамекен». И, кстати, в рейтинге палаты «Атамекен» по результатам 2020 года наша кафедра заняла 2 место среди аналогичных кафедр вузов Казахстана. Это большое достижение. 
В 2001 году 1 июня, то есть 20 лет назад, первые дипломы получили выпускники кафедры журналистики Костанайского государственного университета. Сейчас все они успешные журналисты, руководители, сотрудники пресс-служб. 
- Я сам из первых выпускников кафедры журналистики, – рассказывает Амангельды Мирамович. – В 1996 году поступили более 30 абитуриентов, а диплом получили 16 выпускников. Такой был жёсткий отсев. Не все хорошо представляли себе особенности профессии, не все обнаружили в себе нужные качества, у кого-то были слишком романтические представления, кто-то видел себя звездой экрана, но не готов был для этого трудиться так, как это приходится делать начинающим журналистам. Конечно, нам тогда было сложнее чисто технически. Не было смартфонов, интернета, компьютеров. Тексты писали от руки, курсовые носили в редакции, чтобы там их распечатали на пишущей машинке. Но учились с огромным увлечением и удовольствием, радовались любой возможности проявить свои способности, воплотить идеи, проекты. Я уверен, что успешная карьера всех первых выпускников – заслуга наших преподавателей. Нас обучали такие замечательные специалисты, как Гульнар Асанбаева, Тамара Жакупова, Серикпай Оспанов, приглашались ведущие практики Сергей Харченко, Салим Мендыбаев, Жанузак Аязбеков. Вообще, теория и практика у нас всегда шли параллельно. И эту особенность мы сохраняем и сейчас. 
Практически с первых месяцев обучения студенты кафедры журналистики имеют возможность пробовать себя в реальной работе. Для этого на кафедре с 1997 года издаётся студенческая газета «Бiлiм жарысы», есть  радио- и телестудии. Причём работают они не как тренажёры, а полноценно, с выходом на всю университетскую аудиторию. С 2003 по 2020 год издавался журнал на казахском языке «Жас өркен Қостанай», а в этом году его сменил двуязычный журнал «Univer Life». Он ежеквартальный, уже вышли два номера, материалы для которых готовили студенты под редакторством профессора кафедры Ольги Кунгуровой. Тираж нового журнала пока небольшой – 500 экземпляров, но, как говорит Амангельды Мирамович, и первый, и второй номер буквально разлетелись, журнал оказался очень интересен и студентам, и преподавателям, и партнёрам университета. 

Практический опыт важен и для преподавателей, уверен руководитель кафедры:
- Когда я получил диплом, Гульнар Доскалиевна сразу предложила мне остаться преподавателем. Но параллельно я работал и в различных средствах массовой информации, потому что только теоретических знаний для качественного преподавания недостаточно. Работал на телевидении, радио, в пресс-службе, был собкором республиканской газеты, осваивал рекламную деятельность, получив базу практики в разных отраслях СМИ. И так же другие наши преподаватели. Потому что эффективно и интересно доносить знания студентам можно только имея собственный опыт, зная журналистскую кухню изнутри.

В первые же годы основания на кафедре регулярно проводились семинары, мастер-классы, тренинги, практические занятия от казахстанских и зарубежных мастеров журналистики. Сейчас эту традицию стараются продолжать. Налажено сотрудничество с Южноуральским государственным университетом Челябинска. Подписан меморандум с кафедрой журналистики Курганского госуниверситета, в рамках которого буквально на днях состоялась совместная экспедиция, посвящённая освоению целины, с участием костанайских студентов, преподавателей и российских коллег. Есть проекты с вузами Центральной Азии, в том числе и по исследовательским работам. С начала учебного года проведено более 20 мастер-классов с участием специалистов костанайских СМИ. 

- В подготовке специалистов мы учитываем все тренды современного медиапространства. Внедряем такие дисциплины, которые будут необходимы работникам СМИ, - поясняет Амангельды Шурентаев. – Например, в прошлом году мы ввели дисциплину «SMM-менеджмент». Учитываем потребности и в новых технологиях, и в новых навыках. Соответственно, наши  преподаватели проходят обучение. У нас трёхуровневое образование: бакалавриат, магистратура и докторантура. И когда мы определяем темы исследований, то стараемся, чтобы они были актуальны на данный момент и полезны в перспективе. Это необходимо, чтобы совершенствовать учебный процесс. Сейчас стараемся внедрять дисциплины по отраслевой журналистике: новостной, правовой, экономической, политической, спортивной и т.д. с более углублённым изучением этих тем. Актуальны такие направления, как мульмедийная журналистика, медиадизайн, медиаграмотность, и необходимо учитывать эти потребности. Поступают предложения от областных редакций, чтобы мы провели курсы по особо востребованным направлениям современной журналистики. И мы, конечно, готовы к сотрудничеству, к проведению спецкурсов для журналистов-практиков, в частности, по SMM-менеджменту и медиаграмотности. Кстати, наш вуз единственный в регионе внедряет медиаграмотность в учебный процесс, третий год этой дисциплине мы обучаем не только будущих журналистов, но и студентов других специальностей, которые в этом заинтересованы. Спрос очень большой. Есть планы работать по медиаграмотности и с учителями школ, тем более что во многих школах есть свои газеты, телестудии, кружки журналистов, и мы стараемся наладить с ними сотрудничество. Для разностороннего развития студентов участвуем в различных конкурсах. И буквально недавно команда кафедры заняла 1 место в международном конкурсе «Битва журфаков», проходившем в Российской Федерации. 32 команды состязались, четыре команды представляли Казахстан. И нам удалось победить. Принимаем участие и в республиканской олимпиаде по журналистике, становились призёрами.

Особое внимание, как считает Амангельды Мирамович, в работе со студентами следует уделять знанию и соблюдению прав и обязанностей журналиста. Правовая грамотность специалиста СМИ – это один из важнейших показателей, от которого во многом зависит доверие общественности к его работе. С этим согласна и профессор кафедры Алматай Жусупова.

- Я думаю, что журналист, прежде всего, должен быть социально ответственным, - говорит Алматай Мергенбаевна. – К сожалению, особенно в последнее время наши коллеги, как говорится, хайпуют на сенсациях. Хочется быстрых денег, славы, звёздности. Но звёзды только на небе. Мы все обычные люди. Поэтому видеть, понимать проблемы и заботы окружающих журналист должен уметь. Нужно уметь видеть новые тенденции, явления, анализировать, делать выводы. Я считаю, что профессионалы именно качеством своей работы должны составить конкуренцию блогосфере и тем самым заслужить доверие и признание общественности. Эпоха новостной журналистики уходит, поскольку благодаря социальным сетям ниша информации заполнена. Но есть дефицит аналитики, глубокого и точного проникновения в тему. И качественная аналитическая журналистика будет востребована.

Честность, искренность, творческий подход назвала важными качествами журналиста профессор кафедры Ольга Кунгурова. Креативность, позитив, разносторонность взглядов и увлечений считает необходимыми для журналиста ассоциированный профессор Светлана Машкова. Старший преподаватель Светлана Химич во главу угла ставит объективность в освещении событий, правильное отношение к людям, нравственные и моральные принципы. И очень ценит в студентах смелый поиск новых подходов к работе. Старший преподаватель и первый выпускник кафедры докторантуры Гульшат Маркабаева говорит, что требует от студентов, прежде всего, оригинальности: они должны найти свой стиль, свой взгляд, писать и говорить красиво, интересно, грамотно. А старший преподаватель Балажан Мустафина учит студентов помимо профессионализма всегда оставаться порядочными людьми и помнить о важности морального выбора, который часто встаёт перед журналистом.  

Слово студентам

Эльдар Меербеков, 3 курс:
- Я выбрал профессию журналиста, увлечённый примером Ивана Урганта, Юрия Дудя, хотел стать медийной личностью. И не ошибся в выборе. Университет дал мне очень много. Здесь раскрылись мои способности, я стал учиться с удовольствием. Практикуемся в газете, на телевидении, радио. Свой интерес к работе ведущего реализую, озвучивая рекламные ролики. Надеюсь, со временем появятся и другие возможности. Получилось попробовать себя в качестве интервьюера: для первого выпуска журнала «Univer Life» я брал интервью у руководителя фирмы «Жас канат» Кайрата Мамишева. 

Екатерина Байняшева, 1 курс:
- Учась в гимназии им. А.М. Горького, с 7 класса я участвовала в олимпиадах по русскому языку и литературе, много писала эссе, сочинений. И мне предложили готовить статьи о школьной жизни для нашего рукописного журнала «Юный патриот». Так начался мой интерес к журналистике. И сейчас по окончании 1 курса меня пока больше привлекает газетная деятельность, уже есть небольшой опыт, в том числе и в новом нашем журнале. Я считаю, что журналисту, особенно газетчику, нужно много читать и хорошо владеть словом. Поэтому с большим интересом хожу в «Книжный клуб» при кафедре, который организовала Айнур Идрисовна Сулейменова. Ориентир в профессии для меня Леонид Парфёнов. Но сейчас я хочу больше читать и узнавать мастеров печатных изданий.

Роман Шулейкин, 1 курс:
- К 11 классу я заинтересовался социально ориентированной деятельностью и потому выбор профессии журналиста был очевиден. Я стараюсь быть вовлечённым в общественную жизнь, мне не всё равно, что происходит вокруг. Например, во время экспедиции «Целина», в которой мы недавно участвовали, мои однокурсники воочию увидели, как трудно живут в сёлах, каково социальное положение людей, озабоченных выживанием. И приходит осознание, что если сейчас не браться за инфраструктуру, образование в регионах, то тех амбициозных целей, которые ставятся на государственном уровне, достигнуть не получится. Я надеюсь, что через информационное воздействие мы сможем добиться того, чтобы наша жизнь менялась к лучшему. И в этом я вижу своё предназначение.  

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".