Автодор в Год рабочих профессий

Выпуск - №10(658)   :   12.03.2025
750

За последние несколько лет Костанайская область стала центром машиностроения Республики Казахстан. Костанайский колледж автомобильного транспорта является базовым учебным заведением по подготовке специалистов для машиностроения и автомобилестроения региона.

1

Костанайский колледж автомобильного транспорта, отметивший 65 лет, имеет большую историю. Первоначально в колледже готовили специалистов по ремонту автомобильного транспорта, дорожно-строительной техники и строителей автомобильных дорог. Сегодня в колледже обучаются 1400 студентов по 13 специальностям. С ними работают 112 преподавателей и мастеров производственного обучения. Колледж имеет хорошую материально-техническую базу: два учебных корпуса, два лабораторных корпуса, 46 учебных кабинетов, 22 лаборатории, 15 мастерских, спортивный зал и площадка, читальный зал и библиотека, медицинский кабинет. На протяжении пяти лет студенты колледжа становятся победителями в национальном чемпионате WorldSkills по автомобильным и IT-компетенциям. В 2017 году ребята принимали участие международном чемпионате WorldSkills в Абу-Даби, в 2018 году в EuroSkills в Будапеште, в 2019 году в WorldSkills в Казани, в 2023 году в Республике Корея. В сентябре 2023 года стали бронзовыми призерами EuroSkills Gdańsk-2023 два выпускника колледжа Андрей Степанюк и Станислав Горицын, в 2024 году Данияр Абикенов получил медальон за профессиональное мастерство на мировом этапе чемпионата WorldSkills Lyon.

3

Ежегодно увеличивается производство автомобилей на заводе «Аллюр», сельскохозяйственной техники на заводе «Агромашхолдинг», открыто новое производство тракторов совместно с Петербургским тракторным заводом. Все эти предприятия являются нашими социальными партнёрами, взаимодействие с которыми построено по принципу дуального обучения. Сегодня в индустриальной зоне г. Костаная строятся современные инновационные предприятия ТОО «КamLitKZ», это завод литья и завод главных передач для грузовых автомобилей, и наша задача, обеспечить машиностроительный кластер квалифицированными специалистами.

Приоритетной задачей для нас является подготовка кадров с ориентацией на потребности рынка труда. В 2020 году колледж открыл пять новых машиностроительных специальностей, по которым уже сегодня обучается 339 студентов. В 2023 году дополнительно открыты ещё две специальности «Литейное производство» и «Автомобилестроение». Команда колледжа посетила автосборочный и чугунолитейный заводы г. Набережные Челны, заключив меморандумы о взаимодействии с двумя учебными заведениями этого города, ведущими подготовку кадров по данным специальностям. В рамках сотрудничества преподаватели колледжа проходят стажировку, а студенты практику на литейном и автосборочном заводах.

2

В 2021 году впервые в колледже открыта группа «Слесарь по ремонту автомобилей» с государственным языком обучения. Ребята из Амангельдинского, Жангельдинского, Наурзумского районов могут получить востребованную специальность на родном языке. Мы даём возможность молодым людям учиться и сразу трудоустраиваться на автомобильный завод. В планах ежегодно увеличивать количество специальностей и групп на государственном языке. С 2022 года мы участники республиканского проекта «Жаркын болашак», в рамках которого ребята из г. Жанаозен учатся на техников-механиков и электриков по ремонту автомобильного электрооборудования.

Костанайский колледж автомобильного транспорта был в числе первых организаций образования в реализации дуального обучения. С 2012 года в режиме эксперимента, а уже с 2017 года – на основании правил организации дульного обучения колледж вёл подготовку кадров по трём специальностям, в 2024 году уже по семи специальностям и девяти квалификациям. С нашими социальными партнёрами заключены договоры, в которых предусмотрены обязательства трёх сторон «Обучающийся», «Колледж», «Предприятие», зарегистрированные в региональной палате предпринимателей «Атамекен».

Направления взаимодействия колледжа и предприятий в рамках дуального образования следующие: открытие новых специальностей; участие специалистов предприятия в квалификационных экзаменах, защите дипломов, демонстрационных экзаменах, внутриколледжных и региональных чемпионатах WorldSkills; стажировки преподавателей на производственных площадках партнеров; оплачиваемые практики студентов, предоставление бесплатного питания и проезда; участие в приёмке нового оборудования и лабораторий, приобретаемого в рамках проекта «Жас маман» и областного бюджета; организация совместных с партнёрами корпоративных и спортивных мероприятий.

В целях обеспечения более высокого уровня подготовки и гарантированного трудоустройства выпускников автозавод «Allur» взял шефство над колледжем. Сотрудничество с компанией «Allur» стало плодотворным. Колледж учитывает потребности и пожелания автозавода «Allur». В рамках академической самостоятельности планы и программы разрабатываются колледжем самостоятельно с работодателем на основе профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills. Благодаря социальному партнёру, который входит в составы попечительского и индустриального советов, программы актуализируются, обсуждаются вопросы промежуточной, итоговой аттестации, организации и проведения демонстрационных экзаменов, итогов WorldSkills. Выстроенная система социально партнёрства постоянно совершенствуется, современные задачи заставляют нас искать новые пути совместной работы, колледж становится инструментом решения кадровых вопросов и удовлетворения потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена.

Основой дуального образования становится процедура модернизации образовательных программ, которые должны включать в себя элементы, связанные с формированием и развитием именно тех компетенций, соответствующий уровень которых необходим предприятию. Поэтому создание попечительского и индустриального советов в колледже является площадкой для рассмотрения, обсуждения, корректировки и одобрения образовательных программ. Параллельно решается задача обновления материально-технической базы для реализации образовательных программ и повышения квалификации преподавателей, задействованных в реализации дуального обучения.

1

Благодаря республиканскому проекту «Жас маман» и областному бюджету созданы восемь современных лабораторий. Предприятия, взявшие шефство над колледжем, также участвуют в обновлении материально-технической базы. К примеру, завод «КamLitKZ» предоставил колледжу оборудование для обучения студентов: две лаборатории, набор инструментов и двигатель. Автомобильная компания «Allur» оснастила читальный зал библиотеки и конференц-зал, построила футбольное, волейбольное и баскетбольное поля, на базе колледжа создан Центр компетенций «Allur». Взаимодействие с работодателями происходит в ходе организации практик, выездных экскурсий, встреч, совещаний. Требования работодателей определяются путём сбора и обработки предложений, замечаний и рекомендаций, отзывов работодателей о практикантах, анкетирования социальных партнёров.

Большое внимание в колледже уделяется и конкурсной деятельности. С 2021 года на базе ККАТ проводится республиканский конкурс среди преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения организаций технического и профессионального образования по профилю транспорта. Наши педагоги не раз становились победителями республиканских конкурсов профессионального мастерства. В мастерских и лабораториях колледжа проводятся национальные чемпионаты WorldSkills Kazakhstan, а педагоги являются международными и национальными экспертами чемпионата. Активно развиваются у нас региональные чемпионаты по компетенциям сетевое и системное администрирование, сварочные технологии, инженерный дизайн CAD, слесарно-механическая обработка, экспедирование грузов, дорожное строительство, техническое обслуживание автомобилей, токарные станки с числовым-программным управлением.

Костанайский колледж автомобильного транспорта по праву считается одним из лучших в регионе. В 2024 году в Костанае началось строительство завода ТОО «KIA Qazaqstan» полного цикла по производству автомобилей KIA. Новому предприятию нужны квалифицированные кадры. В ККАТ созданы все условия для подготовки нужных машиностроителям специалистов. Колледж заключил меморандум о сотрудничестве. Для этого проведена определённая работа, получена лицензия по новой специальности «автомобилестроение», квалификация «техник-технолог». Квалификация, которую получат студенты по окончании обучения, будет связанна с производством автомобилей мелкоузловым методом (CKD). Ни один колледж в Казахстане ещё не готовит специалистов такого направления. В рамках меморандума предусмотрены стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения организаций ТиПО на заводе KIA, организация производственной практики студентов колледжей, согласование рабочих учебных программ по общетехническим и специальным дисциплинам, участие представителей производства автозавода в промежуточной и итоговой аттестации.

В декабре 2024 года в Костанайском колледже автомобильного транспорта состоялось ещё одно значимое событие – подписание международного меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве с ERFURT Bildungszentrum Unternehmensverbund, представляющим Германию. Целью меморандума является установление партнёрских отношений и развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в области подготовки кадров для отрасли машиностроения. Стороны договорились сосредоточиться на реализации приоритетных направлений развития профессионального образования, что включает обмен опытом, внедрение передовых образовательных технологий и программ.

Подписание международных меморандумов с зарубежными предприятиями открывает новые возможности для педагогов колледжа, предоставляя доступ к международным стандартам подготовки специалистов, а также для работодателей региона, заинтересованных в высококвалифицированных кадрах.

Дмитрий ПАВЛЕНКО,
директор Костанайского колледжа автомобильного транспорта.
Фото Сергея МИРОНОВА

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».