Автодор в Год рабочих профессий

Выпуск - №10(658)   :   12.03.2025
320

За последние несколько лет Костанайская область стала центром машиностроения Республики Казахстан. Костанайский колледж автомобильного транспорта является базовым учебным заведением по подготовке специалистов для машиностроения и автомобилестроения региона.

1

Костанайский колледж автомобильного транспорта, отметивший 65 лет, имеет большую историю. Первоначально в колледже готовили специалистов по ремонту автомобильного транспорта, дорожно-строительной техники и строителей автомобильных дорог. Сегодня в колледже обучаются 1400 студентов по 13 специальностям. С ними работают 112 преподавателей и мастеров производственного обучения. Колледж имеет хорошую материально-техническую базу: два учебных корпуса, два лабораторных корпуса, 46 учебных кабинетов, 22 лаборатории, 15 мастерских, спортивный зал и площадка, читальный зал и библиотека, медицинский кабинет. На протяжении пяти лет студенты колледжа становятся победителями в национальном чемпионате WorldSkills по автомобильным и IT-компетенциям. В 2017 году ребята принимали участие международном чемпионате WorldSkills в Абу-Даби, в 2018 году в EuroSkills в Будапеште, в 2019 году в WorldSkills в Казани, в 2023 году в Республике Корея. В сентябре 2023 года стали бронзовыми призерами EuroSkills Gdańsk-2023 два выпускника колледжа Андрей Степанюк и Станислав Горицын, в 2024 году Данияр Абикенов получил медальон за профессиональное мастерство на мировом этапе чемпионата WorldSkills Lyon.

3

Ежегодно увеличивается производство автомобилей на заводе «Аллюр», сельскохозяйственной техники на заводе «Агромашхолдинг», открыто новое производство тракторов совместно с Петербургским тракторным заводом. Все эти предприятия являются нашими социальными партнёрами, взаимодействие с которыми построено по принципу дуального обучения. Сегодня в индустриальной зоне г. Костаная строятся современные инновационные предприятия ТОО «КamLitKZ», это завод литья и завод главных передач для грузовых автомобилей, и наша задача, обеспечить машиностроительный кластер квалифицированными специалистами.

Приоритетной задачей для нас является подготовка кадров с ориентацией на потребности рынка труда. В 2020 году колледж открыл пять новых машиностроительных специальностей, по которым уже сегодня обучается 339 студентов. В 2023 году дополнительно открыты ещё две специальности «Литейное производство» и «Автомобилестроение». Команда колледжа посетила автосборочный и чугунолитейный заводы г. Набережные Челны, заключив меморандумы о взаимодействии с двумя учебными заведениями этого города, ведущими подготовку кадров по данным специальностям. В рамках сотрудничества преподаватели колледжа проходят стажировку, а студенты практику на литейном и автосборочном заводах.

2

В 2021 году впервые в колледже открыта группа «Слесарь по ремонту автомобилей» с государственным языком обучения. Ребята из Амангельдинского, Жангельдинского, Наурзумского районов могут получить востребованную специальность на родном языке. Мы даём возможность молодым людям учиться и сразу трудоустраиваться на автомобильный завод. В планах ежегодно увеличивать количество специальностей и групп на государственном языке. С 2022 года мы участники республиканского проекта «Жаркын болашак», в рамках которого ребята из г. Жанаозен учатся на техников-механиков и электриков по ремонту автомобильного электрооборудования.

Костанайский колледж автомобильного транспорта был в числе первых организаций образования в реализации дуального обучения. С 2012 года в режиме эксперимента, а уже с 2017 года – на основании правил организации дульного обучения колледж вёл подготовку кадров по трём специальностям, в 2024 году уже по семи специальностям и девяти квалификациям. С нашими социальными партнёрами заключены договоры, в которых предусмотрены обязательства трёх сторон «Обучающийся», «Колледж», «Предприятие», зарегистрированные в региональной палате предпринимателей «Атамекен».

Направления взаимодействия колледжа и предприятий в рамках дуального образования следующие: открытие новых специальностей; участие специалистов предприятия в квалификационных экзаменах, защите дипломов, демонстрационных экзаменах, внутриколледжных и региональных чемпионатах WorldSkills; стажировки преподавателей на производственных площадках партнеров; оплачиваемые практики студентов, предоставление бесплатного питания и проезда; участие в приёмке нового оборудования и лабораторий, приобретаемого в рамках проекта «Жас маман» и областного бюджета; организация совместных с партнёрами корпоративных и спортивных мероприятий.

В целях обеспечения более высокого уровня подготовки и гарантированного трудоустройства выпускников автозавод «Allur» взял шефство над колледжем. Сотрудничество с компанией «Allur» стало плодотворным. Колледж учитывает потребности и пожелания автозавода «Allur». В рамках академической самостоятельности планы и программы разрабатываются колледжем самостоятельно с работодателем на основе профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills. Благодаря социальному партнёру, который входит в составы попечительского и индустриального советов, программы актуализируются, обсуждаются вопросы промежуточной, итоговой аттестации, организации и проведения демонстрационных экзаменов, итогов WorldSkills. Выстроенная система социально партнёрства постоянно совершенствуется, современные задачи заставляют нас искать новые пути совместной работы, колледж становится инструментом решения кадровых вопросов и удовлетворения потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена.

Основой дуального образования становится процедура модернизации образовательных программ, которые должны включать в себя элементы, связанные с формированием и развитием именно тех компетенций, соответствующий уровень которых необходим предприятию. Поэтому создание попечительского и индустриального советов в колледже является площадкой для рассмотрения, обсуждения, корректировки и одобрения образовательных программ. Параллельно решается задача обновления материально-технической базы для реализации образовательных программ и повышения квалификации преподавателей, задействованных в реализации дуального обучения.

1

Благодаря республиканскому проекту «Жас маман» и областному бюджету созданы восемь современных лабораторий. Предприятия, взявшие шефство над колледжем, также участвуют в обновлении материально-технической базы. К примеру, завод «КamLitKZ» предоставил колледжу оборудование для обучения студентов: две лаборатории, набор инструментов и двигатель. Автомобильная компания «Allur» оснастила читальный зал библиотеки и конференц-зал, построила футбольное, волейбольное и баскетбольное поля, на базе колледжа создан Центр компетенций «Allur». Взаимодействие с работодателями происходит в ходе организации практик, выездных экскурсий, встреч, совещаний. Требования работодателей определяются путём сбора и обработки предложений, замечаний и рекомендаций, отзывов работодателей о практикантах, анкетирования социальных партнёров.

Большое внимание в колледже уделяется и конкурсной деятельности. С 2021 года на базе ККАТ проводится республиканский конкурс среди преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения организаций технического и профессионального образования по профилю транспорта. Наши педагоги не раз становились победителями республиканских конкурсов профессионального мастерства. В мастерских и лабораториях колледжа проводятся национальные чемпионаты WorldSkills Kazakhstan, а педагоги являются международными и национальными экспертами чемпионата. Активно развиваются у нас региональные чемпионаты по компетенциям сетевое и системное администрирование, сварочные технологии, инженерный дизайн CAD, слесарно-механическая обработка, экспедирование грузов, дорожное строительство, техническое обслуживание автомобилей, токарные станки с числовым-программным управлением.

Костанайский колледж автомобильного транспорта по праву считается одним из лучших в регионе. В 2024 году в Костанае началось строительство завода ТОО «KIA Qazaqstan» полного цикла по производству автомобилей KIA. Новому предприятию нужны квалифицированные кадры. В ККАТ созданы все условия для подготовки нужных машиностроителям специалистов. Колледж заключил меморандум о сотрудничестве. Для этого проведена определённая работа, получена лицензия по новой специальности «автомобилестроение», квалификация «техник-технолог». Квалификация, которую получат студенты по окончании обучения, будет связанна с производством автомобилей мелкоузловым методом (CKD). Ни один колледж в Казахстане ещё не готовит специалистов такого направления. В рамках меморандума предусмотрены стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения организаций ТиПО на заводе KIA, организация производственной практики студентов колледжей, согласование рабочих учебных программ по общетехническим и специальным дисциплинам, участие представителей производства автозавода в промежуточной и итоговой аттестации.

В декабре 2024 года в Костанайском колледже автомобильного транспорта состоялось ещё одно значимое событие – подписание международного меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве с ERFURT Bildungszentrum Unternehmensverbund, представляющим Германию. Целью меморандума является установление партнёрских отношений и развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества в области подготовки кадров для отрасли машиностроения. Стороны договорились сосредоточиться на реализации приоритетных направлений развития профессионального образования, что включает обмен опытом, внедрение передовых образовательных технологий и программ.

Подписание международных меморандумов с зарубежными предприятиями открывает новые возможности для педагогов колледжа, предоставляя доступ к международным стандартам подготовки специалистов, а также для работодателей региона, заинтересованных в высококвалифицированных кадрах.

Дмитрий ПАВЛЕНКО,
директор Костанайского колледжа автомобильного транспорта.
Фото Сергея МИРОНОВА

Реклама

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.