Процесс воспитания тесно связан с процессом обучения. Они не могут существовать и функционировать по отдельности. Тем не менее, воспитание на протяжении всех исторических этапов развития общества занимало приоритетное положение в педагогике.
Воспитание – это труд. Сначала это труд педагогов, воспитателей, родителей. В дальнейшем это труд самого человека над самим собой. «Воспитание не только должно развивать разум человека и давать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой», – писал Жан-Жак Руссо.
Цель воспитания – это успешный, самостоятельный, компетентный в своей профессии человек, умеющий принимать решения, выполнять поставленные задачи, нести за них ответственность. И вместе с тем порядочный, честный, добросовестный, адекватный.
На учебных занятиях «Организация и проведение мероприятий культурно-досуговой деятельности для детей и подростков» в Костанайском высшем педагогическом колледже мной используются лучшие практики при реализации программы воспитания «Біртұтас тәрбие»: проекты «Шабыт», «Қамқор», «Ұшқыр ой алаңы». Все они направлены на продвижение ценностей творческого потенциала, развитие речевых навыков общения, взаимодействие в социуме. В основе метода проектов заключено развитие познавательных навыков, умение самостоятельно добывать знания, мыслить творчески.
Мои воспитанники активно принимают участие в имиджевых мероприятиях колледжа, также они являются участниками городского конкура «Junior Vision song contest», новогодней программы «Волшебство накануне Нового года» для воспитанников Центра поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах города Рудного.
Важной составляющей в организации досуга будущих специалистов является поддержка родителей во внеколледжных мероприятиях. Родители не раз имели возможность поддержать детей, основываясь на своих знаниях и опыте. Я не устаю повторять родителям, встречаясь сними на мероприятиях, слова Антона Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
Подводя итог, можно сказать: одной из самых важных и трудных профессий во все времена была и есть профессия педагога. Для студентов колледжа, будущих педагогов, учитель является значимой фигурой. Он учит не только дисциплинам, но и преподаё уроки нравственного, эстетического, культурного воспитания. Для успешного обучения и воспитания будущего специалиста важны психоэмоциональные особенности преподавателя-воспитателя – искренность, оптимизм, доброжелательность, и, конечно, строгость и требовательность. Самое главное – уважение к профессии учителя.
Светлана МОРОЗЕНКО,
преподаватель специальных дисциплин КВПК