В Рудненском горно-технологическом колледже состоялся педагогический совет на тему «Роль психологического и информационного сопровождения профориентационной работы колледжа». Именно этому вопросу уделяется большое внимание, ведь одной из приоритетных задач школы является подготовка выпускников к осознанному профессиональному выбору.
Выпускник школы самостоятельно осуществить профессиональный выбор не готов, и для этого есть много причин, одна из которых – он ещё не может в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Поэтому задача и школы, и колледжа – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Поэтому четверг уже несколько лет является в колледже днём профориентации. Мы отправляем видеоматериалы, брошюры, видеоролики по всем школам, а также выставляем у себя в статусах. Приведу примеры, которые эффективно себя зарекомендовали в РГТК:
* выступление на родительских собраниях;
* проведение ознакомительных экскурсий для школьников города;
* организация профессиональных проб (раньше мы делали отдельно профпробы, сейчас в ходе экскурсий. Каждый желающий может поработать на токарном станке, или стать на несколько минут машинистом электровоза);
* профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится индивидуально каждым абитуриентом. Есть школьники, которые приходят самостоятельно, без родителей, хотят получить информацию;
* создание профориентационных видеофильмов, разработка буклетов;
* онлайн-конкурсы;
* День РГТК в школах.
Не менее важной формой выступает профессиональная консультация как в городе, так и за пределами Костанайской области. Самое главное – информация должна быть достоверной, полной, убедительной, своевременной, доступной для учащихся по содержанию и проводиться посредством разнообразных форм, методов и способов.
Посмотрите на статистические данные по вопросу профориентации в Казахстане среди школьников:
* только 16 % учащихся самостоятельно выбирают профиль обучения в 8-9 классах;
* только 13 % учеников видят помощь в профессиональном самоопределении со стороны родителей, друзей
* у 19 % старшеклассников отсутствует интерес к профессиональной деятельности;
* 25% нигде не хотят учиться;
* каждый пятый ученик, выбравший профессию, ничего о ней не знает.
Для эффективной работы колледж внедрил электронную систему «Азамат». Есть преимущества, но есть и трудности, с которыми мы столкнулись: абитуриенты часто не имеют своей личной электронной почты или указывают неверную; при создании личного кабинета абитуриентами самостоятельно они забывают пароль, который приходилось восстанавливать через систему «Азамат»; если у абитуриентов фамилии с родителями или законными представителями разные, программа не пропускала далее, так как нужны были подтверждающие документы; абитуриенты очень часто не читают сообщения о зачислении, и не знают зачислили их или нет.
Беседа с родителями играет порой, решающую роль. Ведь ребята ещё толком не понимают суть и важность той или иной специальности. Многие приходят с родителями, часто родители приходят одни, без ребёнка, и от нашего профессионализма, от умения вести диалог зависит, станет ли абитуриент нашим студентом.
Нам всем необходимо помнить о том, насколько будет слаженной наша работа в системе «Азамат», насколько мы правильно построим диалог с родителями, насколько мы внимательно будем изучать каждого абитуриента, зависит наш набор первокурсников. А самое главное, каких выпускников мы примем: боремся за каждого, не упускаем никого, видим в каждом «будущее колледжа».
Татьяна ДОЗОРЦЕВА,
замдиректора по УПР РГТК
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.