Необычное мероприятие состоялось на кафедре математики и физики инженерно-технического института им. А.Айтмухамбетова КРУ им. А.Байтурсынова. Здесь проведена псевдонаучная конференция, участники которой на примере собственных работ показали, что и в серьёзных науках есть место несерьёзным исследованиям.
Вообще, чувство юмора и интеллект тесно связаны, хорошо пошутить может только умный человек. Неслучайно ещё в 1966 году в Москве вышел популярный сборник околонаучного юмора «Физики шутят», в котором нашли отражение смешные ситуации из жизни знаменитых учёных и забавные научные парадоксы. Затем в разные годы выходили ещё два издания: «Физики продолжают шутить» и «Физики всё ещё шутят». А как могут повеселиться, грызя гранит науки, будущие физики и математики Костаная, как раз и призвана показать псевдонаучная конференция. 11 студентов в течение месяца готовили свои исследования на самые неожиданные темы, а затем представили их на суд однокурсников и жюри – преподавателей и руководства кафедры.
Инициатива проведения такого научно-юмористического мероприятия принадлежит старшему преподавателю кафедры математики и физики Юрию Мартынюку.
- Меня вдохновила подобная конференция физического факультета МГУ: я увидел видеозапись доклада на тему первой универсальной теории интеллекта (УТИ-ПУТИ) и загорелся идеей провести такую же конференцию у нас, – рассказывает Юрий Петрович. – Идея всем понравилась, была активно поддержана коллегами, и в прошлом году состоялась первая псевдонаучная конференция, где было представлено шесть докладов по физике. В этом году желающих принять участие стало больше, да и доклады получились содержательнее. Надеюсь, что наша несерьёзная конференция станет традиционной. По крайней мере, интерес к этому есть. Такие конференции позволяют привить интерес к научному юмору, научить студентов отличать ложные утверждения от истинных, что очень важно для физиков, а также дают навыки публичных выступлений, что может оказаться полезным хотя бы на защите дипломной работы.
Темы для исследований студенты могут выбрать сами или воспользоваться предложением преподавателя. Главное требование, как поясняет Юрий Мартынюк, наличие в докладе научно-технического юмора или интересного парадокса (о котором тоже желательно пошутить).
- Тема не должна быть слишком скучной и банальной, а юмор должен подходить для публичного выступления. Многие темы получаются из ошибок, допущенных при решении задач, если их интересно обыграть. Ещё один «рецепт» – рассмотреть с точки зрения физики что-то, не относящееся к физике. Например, в прошлом году один из докладов был посвящён лени. Лень чем-то похожа на инерцию: когда человек ленится, его сложно разогнать как тяжело гружёную повозку или железнодорожный состав. Также лень похожа на силу упругости: когда вы тянете человека в одну сторону, он тянет вас в другую. Всё это было представлено в формулах. Плюс ко всему мы доказали, что выполнение уборки в комнате приближает тепловую смерть Вселенной, так как затраченная на уборку энергия необратимо рассеивается в виде тепла.
На второй псевдонаучной конференции темы для забавных исследований были самыми разными. К примеру, Аякоз Дүйсенбы представила связь музыки и математики (2 место по оценке жюри), Батыржан Магамбетов рассказал про парадокс Монти Холла и вероятность выигрыша в телеигре, Жандос Али порассуждал о возможностях машины времени (и получил приз зрительских симпатий), Ибрагим Есимхан – об эффекте наблюдателя (теория, что простое наблюдение явления неизбежно изменяет его), а Максим Подосёнов и Екатерина Коршукова предложили изготовить чёрную дыру в домашних условиях (3 место).
Андрей Рубан предположил наличие чувства юмора у кота Шрёдингера
Оригинальным образом взглянул на ставший популярным мысленный эксперимент «Кот Шрёдингера» Андрей Рубан. Его работа называлась «Физика кота в коробке: смех Шрёдингера» и предлагала новый поворот в классическом эксперименте, представив кошку, которая не только жива или мертва, но и обладает чувством юмора. «Наша теоретическая модель включает в себя новое уравнение: «принцип мяу-ментума», который описывает вероятность того, что кошка расскажет шутку в коробке. Этот принцип учитывает такие факторы, как уровень скуки кошки и качество изоляции коробки».
Андрей Рубан – первокурсник, но физику любит ещё со школы, и учиться ему очень нравится. Псевдонаучная конференция оказалась ещё одним приятным дополнением.
- Умение серьёзно говорить о несерьёзных вещах, мне кажется, полезная штука. И здесь кот Шрёдингера очень хорошо подошёл, – говорит Андрей. – Я знаю немало парадоксов из физики, забавных случаев, с которыми знакомишься во время подготовки к занятиям. Это помогает немного переключить, разгрузить сознание, начать мыслить нестандартно: а что было бы, если бы всё пошло не так? Вот в этом я вижу смысл таких псевдонаучных конференций. И с удовольствием поучаствую ещё, если будет такая возможность.
Не менее известный парадокс бесконечной гостиницы в применении к учебной аудитории представил Мирас Кадирбеков. «Для повышения экономической эффективности и экономии денежных средств в одном из университетов были введены учебные группы с бесконечным количеством студентов. Для этого были соответствующим образом перестроены аудитории, ведь как мы знаем, обычные аудитории не могут вместить бесконечное количество студентов. И там произошла такая история. На лекции по физике бесконечная аудитория оказалась забита под завязку, все места заняты бесконечным количеством студентов, и тут в аудиторию заходит опоздавший студент и просит найти для него место. Вместо того чтобы отказать ему (ведь все места заняты) преподаватель решает освободить для него одно место. Как, спросите вы? Да просто: он предлагает студенту на месте с номером 1 пересесть на номер 2, студенту, занимающему второе место – пересесть со второго на третье, и так далее: все студенты пересаживаются с места n на место n + 1, количество мест бесконечно, а значит, для каждого студента найдётся новое место, а место №1 освободится для нового студента». Это выдержка из доклада Мираса. Интересно? Ещё бы! Докладчику и самому было интересно готовиться к конференции.
Мирас Кадирбеков предлагает представить бесконечную очередь в бесконечную аудиторию
- Само выступление – очень богатый и нужный опыт, – считает Мирас Кадирбеков. – Это не только мыслительная пища, но и ораторское искусство, умение нешаблонно подходить к исследованию, доходчиво доносить информацию. Готовясь к конференции, я прочёл много интересных статей научных и псевдонаучных, что, несомненно, только на пользу моей будущей деятельности, которую я планирую связать с физикой как наукой.
О вероятности выиграть в телеигре рассуждает Батыржан Магамбетов
Сагдат Жадра - победитель II псевдонаучной конференции
За свои юмористические изыскания студенты получили вполне серьёзные сертификаты и призы (обладатели 1, 2 и 3 места). А победителем признан Сагдат Жадра, очень убедительно рассказавший том, что будет, если перепутать в формулах величины, обозначаемые одинаковыми буквами. «Путаница в формулах может быть вызвана множеством причин. Некоторые студенты могут не понимать основных концепций физики, которые лежат в основе формул. Другие могут не иметь достаточного опыта работы с математическими формулами. Но независимо от причины, путаница в формулах может привести к серьёзным проблемам в понимании и применении физических законов». Вот эту реальную сложность Сагдат объяснил на примере нереальной и забавной ситуации.
Подводя итоги конференции, профессор кафедры Владимир Поезжалов признал, что она получилась довольно занимательной, но призвал не забывать о том, что поскольку она «псевдо», то и парадоксальности, юмора в открытиях должно быть больше:
- Весь интерес в том, чтобы найти какую-то вещь, которая не ложится в общепринятое понимание, и на основе этого сделать оригинальный доклад. На меня, например, произвела впечатление работа Сагдата Жадры «Новая физика», где он показал, что только играя буквами, можно получить парадоксальные результаты. Думаю, на третьей конференции участники серьёзно подойдут к этому несерьёзному вопросу, и будет больше действительно неожиданных и увлекательных докладов.
Профессора поддержала и заведующая кафедрой математики и физики Анар Утемисова:
- Я думаю, мы продолжим этот замечательный опыт в следующем учебном году и надеюсь, что год от года наша псевдонаучная конференция будет всё качественнее и по организации, и по содержанию и привлечёт больше сторонников нестандартного подхода к науке.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.