Информационные технологии в учебном процессе

Выпуск - №12(660)   :   27.03.2025
239

image

Одним из важнейших компонентов в системе подготовки студента колледжа является производственное обучение, овладение практическими навыками в рамках одной или нескольких рабочих профессий.
На сегодняшний день предприятия практически всех отраслей народного хозяйства нуждаются в квалифицированных сварщиках, однако на современном этапе уровень их подготовки не в полной мере соответствует требованиям времени. Разработка единых требований, программ, методик подготовки студентов даёт работодателю уверенность в том, что он может рассчитывать на определённый уровень профессионализма специалистов сварочного производства.
Основной формой профессиональной подготовки сварщиков является изучение профессиональных модулей. Качество их подготовки во многом зависит от степени подготовленности преподавателей и мастеров производственного обучения, от уровня их квалификации. Анализ существующих форм, методов, средств обучения данной рабочей профессии показал, что перспективным направлением совершенствования процесса подготовки специалистов сварочного производства является более широкое внедрение в учебный процесс современных информационных технологий, включая возможности сети интернет и средств обучения, разработанных с их использованием.
В настоящее время информационные технологии всё активнее применяются в учебном процессе нашего колледжа. Использование информационных технологий в обучении способствует большей адаптации студентов к учебному материалу с учётом их способностей, возможности регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса, доступа к ранее недоступным образовательным ресурсам, представления учебного материала в образной наглядной форме, создания инновационных средств обучения.
В системе профессионального образования длительное время ведётся активная работа по обеспечению образовательного процесса электронными средствами обучения. Применение электронных средств обучения совместно с традиционными методами преподавания междисциплинарных курсов в большинстве случаев позволяет обеспечить более высокую степень усвоения знаний. Разработка и практическое использование электронных пособий существенно повышает эффективность обучения и в связи с тем, что большинство литературных источников по техническим специальностям имеется в библиотечном фонде учебных заведений в недостаточном количестве. Многие учреждения образования не всегда обеспечены новой учебной литературой по специальным дисциплинам, отражающей современный уровень науки и техники. Так, в нашем колледже в учебном процессе активно используется электронное пособие для сварщиков, разработанное преподавателем специальных дисциплин С.А. Полищук.
Существенным моментом использования и реализации обратной связи с целью проверки правильности выполнения заданий и определения уровня усвоения материла, а также выделения материала, трудного для усвоения студентами, являются такие методы как беседа, доклады групп или демонстрация образцов выполнения заданий. На этом этапе для создания чёткого наглядного представления об используемых материалах применяются компьютерная презентация, модели, натуральные образцы.
Содержание профессионального модуля должно отражать основные виды сварочных работ, современное оборудование, используемое в производстве. Эта проблема решается с помощью компьютерных презентаций, которые широко применяются на занятиях в Костанайском сельскохозяйственном колледже. Почти к каждому занятию подготовлены презентации к изучаемой теме, которые позволяют студентам более полноценно усваивать новый материал. В их разработке принимают участие студенты колледжа, осуществляя направленный поиск информации в интернете, отбор необходимых сведений для построения презентации, структуризации материала, оформлении презентации. Компьютерные презентации уже прочно заняли своё место в учебном процессе. Они позволяют не только визуализировать учебный материал, но и активизировать учебную деятельность студентов, организовать обучение в форме диалога.
На этапе контроля знаний по сварочному делу использую тесты – стандартизированные задания, которые позволяют количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности обучающихся. Применение тестового контроля помогает мне проверить уровень усвоения знаний одновременно у всех студентов на занятии, уменьшить временные затраты; обеспечивает систематичность контроля по всем изучаемым темам; способствует реализации индивидуального и дифференцированного подходов к организации процесса обучения. Кроме того, тестовые задания помогают усваивать технические параметры настройки сварочного оборудования. Разработкой тестов занимаются преподаватели сварочного дела и мастера производственного обучения нашего колледжа. В ближайшее время намечается выпуск сборника тестовых заданий по разделам профессионального модуля преподавателями отделения рабочих профессий.
Стремительное развитие технических средств обучения даёт новые возможности для изменения формы представления материала на занятиях, для проведения практических работ с одновременным контролем и самоконтролем процесса усвоения знаний, и коррекцией этого процесса в ходе самого занятия и т. п. Можно сделать выводы о том, что современные информационные технологии позволяют использовать широкий спектр средств обучения, позволяющих значительно повысить качество подготовки специалистов сварочного производства. Основными направлениями совершенствования процесса производственного обучения по сварочному делу являются: теоретическое обоснование и разработка методики проведения практических занятий с использованием технических средств обучения, применение электронных учебных пособий и искусственного интеллекта.

Тулеуле САТЫБАЛДИН,
преподаватель специальных дисциплин Костанайского сельскохозяйственного колледжа

Реклама

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4